Причины суицидального поведенияСтраница 2
Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, чёрствостью и безразличием окружающих. Исследователи считают, что многие подростки решались на самоубийство для того, чтобы… обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, и протестовали таким образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.
От 6 до 13% подростков указали при опросах, что они хотя бы раз в жизни пытались покончить с собой. Психолог В.Ф. Войцех считает, что причина детско-подросткового суицида часто в том, «что в сознании подростка нет негативного отношения к суициду. Самоубийца вызывает в нашем христианском обществе сочувствие, сожаление, но ни в коем случае не возмущение или презрение». Хотя, например, в Англии самоубийство ребёнка – позор для родителей и уголовное преступление.
Другие исследователи (Л.В. Ким) выделяют такой феномен, как «прессинг успеха» – в погоне за высокой успеваемостью и победами на различных конкурсах и соревнованиях, увы, отличники более подвержены риску суицида. Как правило, семья и школа выступают основными «факторами» доведения до самоубийства.
Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: 41% – неизвестны; 19% – страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% – домашние огорчения; 6% – страсти; 3% денежные потери; 1,4% – пресыщенность жизнью; 1,2% – физические болезни.
Интересный философско-психологический взгляд на причины суицида высказан О. Дарком: «Самоубийство – замена творческого акта. Обыватель прав, когда считает, что художник покончил с собой потому, что исчерпался. Самоубийство – его последнее произведение, которое всегда в запасе. Художник распоряжается жизнью и смертью – героев, своей собственной – в тексте. «Рядовой» самоубийца, казалось бы, может только раз сымитировать авторскую распорядительную роль». Очевидно, что автор описывает недостаток жизненного авторства, невозможности сконструировать и осуществить свой индивидуальный жизненный путь.
Амбрумова А.Г. и ряд других исследователей выдвигают концепцию о том, что суицид – это феномен социально-психологической дезадаптации личности, т.е. ключевые понятиями для данного явления – социально-психологическая адаптация и дезадаптация.
Под адаптацией вообще понимается приспособление – соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация – это и процесс, и его результат. Тогда понятие дезадаптации отражает различную степень и качество несоответствия организма и среды. Полное соответствие способствует развитию, полное несоответствие несовместимо с жизнедеятельностью. К системам, занимающим промежуточное положение между этими двумя полюсами, в одинаковой мере применим термин адаптация и дезадаптация; первый из них отражает позитивные приспособительные и компенсаторные компоненты, а второй характеризует систему со стороны ее недостаточности или дезорганизованности.
Похожие статьи:
Классификация социальных проектов
Вследствие разносторонности общественной жизни, многоплановости социальных сфер, существует множество различных классификаций социальных проектов по разным основаниям. С помощью знания типологии проектов на первоначальном этапе можно опре ...
Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста
Главной особенностью становления системы социального обслуживания населения (в т.ч. семьи и детей) является формирование ее составляющих подсистем на нескольких уровнях: федеральном, региональном и местном.
Управление социальным обслужив ...
Женщина в роли руководителя
Мнения о женщинах–руководителях различны и порой противоречивы. Одни считают, что их нельзя пускать во власть, это «святая святых» мужчин, мотивируя это тем, что мужчины быстрей соображают, а, главное, что они уверенней в себе.
Другие пр ...