Влияние социума на конструирование политической системыСтраница 1
В обществе политической системы каждый человек выполняет определенную общественно-политическую роль, реализует политику. Осуществляют власть политические институты, действуя в тесной связи с другими социальными институтами, соблюдая установленные законы, нормы. Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты — основные компоненты конструирования политической системы. Устойчивые виды политической деятельности, участие в выборах в органы политической власти, лоббизм, партийная деятельность и др. Виды политической деятельности определяют и наличие устойчивых политических ролей, осуществляемых социально по установившимся в обществе законам и продиктованным потребностями господствующих социальных слоев и групп.
Совокупность политических ролей обладает свойствами системы: каждый элемент функционален и решает свои определенные задачи. Любая политическая роль имеет смысл и возможность реализации только в едином политическом пространстве, потому что они независимы и влияют друг на друга. Каждый элемент политической системы уникален и не повторяет свойств всей системы. Обладая определенными преимуществами, ролевое представление о политической системе позволяет достаточно четко определить виды и образцы политического поведения, место и роль индивида в политическом процессе, его представления, предпочтения, цели и ориентации, выделить его активно-преобразующее начало. Система политических институтов охватывает все поле политической жизни. Власть осуществляется государством, а борьба за власть организуется политическими партиями и движениями, участие масс в формировании государственных органов регулируется институтом выборов и т. д.
Мнения социологов о конструировании, строении политической системы не совпадают. Одни считают ее тождественной государству и рассматривают как сложное взаимодействие государственных органов и учреждений. Другие — расширяют пределы политической системы за счет политических партий и других политических и массовых объединений, участвующих в процессе формирования институтов политической власти. Третьи включают в политическую систему различные оппозиционные политические партии и движения, отстраненные от непосредственного участия в формировании властных структур и т. д. Но ведь подходы основываются на узком понимании политического института, на отождествлении политического института с политической организацией общества, которая, как правило, формализована и структурно и функционально.
Помимо политических объединений многие устойчивые по характеру виды политической деятельности остаются неформализованными и представляют обязательный атрибут политической жизни любого общества (митинги, манифестации, протесты и т. д.). Участники массовых выступлений населения не связанны формально-уставными отношениями и возможно никогда больше не сойдутся вместе в таком составе. Но любой лозунг, любой митинг неизбежно повторяет определенные нормы и правила: обозначенное место манифестантов, участие в митинге лиц, разделяющих цели и сочувствующих политическим взглядам организаторов, согласие с выдвинутыми лозунгами, поддержка выступающих, неприятие иных взглядов и. Если кто-либо нарушает правила, то к ним применяются разнообразные санкции: осуждающие взгляды, критики, улюлюканье и даже выдворяют из собрания и т. п.
Митинг — специфический неформализованный вид политического института. Политическими институтами выступают и избирательные кампании, политические манифестации, пикеты, коммпромиссы и т. п. Конечно же, политическая система включает всю совокупность политических институтов — формализованных и неформализованых действующих на непостоянной основе, воссоздавая целостную картину политической жизни общества.
Институционный подход определения сущности политической системы это достаточно целостное представление о политической сфере, вскрывает различия политических систем в различных странах. Наличие института монархии свидетельствует о монархической форме правления, сосредоточение исполнительной власти в руках избираемого президента — президентской республике и т. д. Для определения формы политической системы важно не только наличие тех или иных институтов, но и характер их взаимосвязи. Сохранение в Англии института монархии не свидетельствует о монархической форме правления, потому что здесь исполнительная, законодательная и судебная власти принадлежат избираемому премьер-министру и парламенту. Отличается парламентская республика просто наличием парламента как института законодательной власти, установлением им контроля за исполнительной властью, в частности, и праве смещать и утверждать правительство.
Проблема взаимодействия, независимости политических институтов — одна из важнейших в анализе политических систем, обусловливаемая тем, что система всегда нечто большое, отличное от простой совокупности ее компонентов. Отличается система специфическими связями, отношениями и взаимосвязями между функционирующими элементами. Такое отличие позволяет рассматривать политическую систему как коммуникативную.
Похожие статьи:
Международный опыт в сфере государственной
молодежной политики
В целом результаты анализа международного опыта свидетельствуют о наличии различных подходов к разработке и реализации молодежной политики в странах Европы, СНГ, в Америке, Японии, Китае, Индии и Турции.
В сфере молодежной политики указа ...
Социология Дарендорфа
Дарендорф (Dahrendorf) Ральф (01.04.1929, Гамбург) -нем. социолог и политический деятель. Дарендорф - один из основных представителей концепций конфликта социального, резкий критикик "односторонних", "утопических" кон ...
Психологические различия
Психологические различия между полами ученые исследуют уже давно, пытаясь найти им объяснение издревле сложившихся стереотипов поведения. Казалось бы, самой природой предназначено мужчине охотиться, ради пропитания и сражаться с врагами, ...