Национализм в молодежной среде
Ксенофобия и националистические идеи в самом нездоровом и неправильном виде – проблема, наличие которой в современном обществе нельзя отрицать. За подтверждениями и примерами далеко ходить не надо – достаточно выйти в интернет и почитать обсуждения абстрактного материала, посвященного, скажем, проблеме нелегальной миграции. Потоки агрессии при отсутствии какой-либо аргументации, абсолютно враждебное отношение к ряду этнических групп, притом не выработанное самостоятельно, а сложившееся в силу определенных стереотипов – все это сразу бросается в глаза. Быть «гражданином мира» у значительной части молодых россиян сегодня немодно. Впрочем, и правильной патриотической идеи, как таковой сейчас нет – религия уже не оказывает такого влияния, как, скажем, до революции, да и идеологического гнета нет. Вместе с тем, наиболее остро проблема ксенофобии и национализма стоит в молодежной среде. Потому что именно молодежь является наиболее внушаемой, наиболее остро и чутко реагирующей на все изменения прослойкой общества.
Таким образом, объектом данной работы является сам национализм в его нездоровых проявлениях в молодежной среде. А предмет — это одна из граней его проявления, а именно то, как именно данное явление отражено в прессе и за счет этого сказывается на нашей повседневной жизни.
Протоиерей Владислав Свешников в своей книге «Заметки о национализме истинном и мнимом» подробно рассматривает этот вопрос. Национализм, в том числе и присущий молодежи, он делит на две категории — истинный и мнимый. Истинный национализм базируется на искреннем патриотизме, на любви к своей родине, к своему народу, на культуре и традициях той среды, в которой вырос человек. Это чувство предполагает прежде всего поиск врага внутреннего, что особенно характерно для религиозных людей. В то же время национализм мнимый, напротив, сосредоточен на агрессии, направленной порой на целые этнические группы или на конкретных ее представителей.
Народ, нация, по мнению Свешникова — это самая сложная общность, потому что сюда входят и кровно-племенные, и душевные, и физиологические признаки, и язык, и движение истории в целом. Это вообще полнота культуры. При историческом рассмотрении все эти особенности представляют собой объективный материал. В каждый же момент жизни личности и общества некоторые из них, например, самосознание, могут раскрываться вполне субъективно, вплоть до крайних фантазий. Это особенно часто случается, когда некоторые признаки, чаще всего кровно-племенные, резко выделяются за счет других, вплоть до того, что другие либо вообще не учитываются, либо им придается декоративно-этнографический характер, вроде полуслучайных ненужностей, а кровно-племенные признаки приобретают классическое выражение сверхценных образований. Чаще всего такое отношение и принято называть националистическим. Однако есть мнение, что любое национальное самосознание по природе своей является националистическим, так как оно по определению либо националистическое, либо никакое. Различные особенности национальной жизни переживаются именно в националистическом сознании, поскольку оно стремится выявить свое значение и место в общечеловеческой истории. Оно опирается на честный, непредвзятый анализ прошлого, открывает своему народу высоту задания, всегда реалистичную. Но именно это — большая редкость.
Почему именно сегодня так важно разобраться в проблемах и сложностях, связанных с национализмом? Прежде всего, потому, что национализм всегда играл в мировой политике важную роль, а теперь — особенно. Наиболее характерные приметы нынешних времен- это отношение к гражданам бывших республик СССР, причем зачастую безнравственное. Далее цитата из книги Свешникова:
«...прежде всего, огромный ареал национальных ненавистей представляет собой мусульманский котел, в котором непрестанно варятся необыкновенно страстные варева, что определяется национальными темпераментами, но еще больше – исламскими религиозными особенностями. Отчасти спровоцированные мусульманским фактором, в мире действуют еще несколько национализмов: армянский, сербский, испанский и другие. Но уж, конечно, в первую голову – еврейский, который сам по себе более чем «хорош» и помимо мусульманского фактора. Вообще еврейский национализм представляет собой классическую и наиболее яркую форму всякого национализма, потому что он исключительно религиозно идеологизирован и потому что в нем все основные пороки ложного, больного национализма выражены с исключительной демонстративностью и силой».
Еще можно привести в качестве примера ряд кавказских националистических ненавистей, которые прежде были сдерживаемы, а в постсоветское время выплеснулись с серьезной силой. Это же касается и Прибалтики. В то же время и в русской среде присутствует немало ненависти к другим народам. Россия – многонациональное государство. И главная трудность здесь – ощущение людьми разных наций, и особенно это касается молодых людей, своего статуса и места в связи с переживанием русского элемента в своей жизни. И этот вопрос решается порой двумя методами неправильными, а именно: болезненное противостояние своего национализма русскому, даже в самом благодушном понимании этого слова, или же интернационализм, космополитизм во всех его проявлениях, то есть размывание национальных границ, стремление вообще стереть их и уничтожить различия между нациями.
Сложно отрицать, что существует и обратный момент: глубокое безразличие молодежи к своей нации и, в противовес, иррациональная страсть к Европе, ко всему западному. К отечеству же порой брезгливо, чего и не скрывают. Это странно и непонятно, ведь для любого человека органично, не унижая другие народы, любить более свой собственный. Если продолжать цитировать Свешникова, «...есть что-то унизительно пошлое и даже, кажется, невозможное для личности – любя дальних, не любить ближних...»
Для ярых молодых националистов, коих можно увидеть в большом количестве на так называемых «Русских маршах», характерны внешний эффект, позерство, актерство, пафос, громкие лозунги: «За Русь Святую!», «Россия для русских», «России — русский порядок» - это еще самые безобидные. Настроенные подобным образом подростки способны не просто проявлять непозволительную грубость даже по отношению к своим соотечественникам, имеющим по той или иной причине разные этнические корни, не говоря уже о представлителях конкретных этносов. Более того, они способны на спонтанные преступления, которые влекут за собой человеческие жертвы. При этом представители националистических группировок даже не отдают себе отчет в совершенном. Именно поэтому проблема является столь актуальной для современного общества.
А вот что пишет по поводу этой проблемы Евгений Прошечкин, председатель московского антифашистского центра:
«...коммунистический режим на словах исповедовал «пролетарский национализм». А на деле проводил практику преследования людей по национальному признаку, устраивал депортации народов, сеял зерна шовинизма и национализма. После краха тоталитаризма эти зерна дают свою обильную и часто кровавую жатву. Уже давно никого не шокирует появление рассуждений об «изначальных преступных качествах» целых народов в прессе практически любых политических направлений. Слова «черный», «хачек», «хохол», «кавказец» мелькают ежедневно на страницах газет и журналов, слетают с экранов телевизоров, становятся неотъемлемой частью нашего разговорного языка...»
Насчет средств массовой информации, особенно телевидения, с Евгением Прошечкиным можно было бы немного поспорить, но изрядная доля истины в его словах есть. Между тем, нет ни одного критерия, как именно можно определить «русскость» человека. Вот лишь некоторые моменты, указанные в опроснике на одном из молодежных сайтов националистической направленности:
1. Имеет русскую внешность
2. Участвует в патриотических движениях или сочувствует им
3. Имеет одного или обоих русских родителей
4. Русский характер
5. Вероисповедание - православие
6. Живет в России
7. В паспорте запись – русский
8. Гражданство РФ
9. Говорит на русском языке
10. Считает себя русским по духу
11. Любит русскую культуру.
Как уже говорилось, молодые люди часто выбирают насилие, чтобы повлиять на несправедливо устроенный по отношению к ним мир и наказать тех, кого они считают виновными в своих бедах. Именно с молодежью ведется работа по профилактике экстремизма, в первую очередь, силами органов внутренних дел.
- Национализм. Изучение проблемы
- Основные определения
- Музыкальная культура и молодые националисты.
- Экстремистские группировки и футбол
- Современные националистические организации
- Молодежная политика Российской Федерации
- Негосударственные организации против экстремизма
- Национализм и средства массовой информации. Анализ конкретных публикаций.
- Заключение
Похожие статьи:
Анализ основных потребностей человека
Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обу ...
Особенности межличностных манипуляций. Основные
позиции рассмотрения межличностных манипуляций
Процесс межличностных манипуляций можно рассматривать с различных позиций, каждая из которых характеризуется своими особенностями. Существует пять основных позиций рассмотрения межличностных манипуляций[9]:
1. Оценочная позиция.
В этой ...
Функции общественного мнения
Общественное мнение – важнейший элемент общества, поэтому оно выполняет ряд значимых для его жизнедеятельности функций. Выделяют две группы функций общественного мнения:
1) Функции, отражающие взаимодействие общественного мнения с другим ...