Необходимость легитимизации политической властиСтраница 1
Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия политической власти, действующего лица, события или факта; в политике — ее признания, объяснения и оправдания.
Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, и потому легитимацию не следует смешивать с легализацией, а легитимность — с легальностью, то есть с законностью.
Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимация утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения, создание политических структур, их изменение, обновление и т. п. Легитимация призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие, без принуждения, а если оно не достигается,— оправдание такого принуждения, использование силы и всех других средств, которыми располагает власть.
В политической истории часто наблюдается покорность масс, которую трудно объяснить какими-то психологическими обстоятельствами. Люди сами способствуют приходу к власти жестоких правителей, требуют сильной власти, поощряют вмешательство государства во все сферы общественной жизни, и напротив, есть немало случаев отторжения массами демократических форм организации политической жизни, недоверия к демократическим институтам, к лидерам, отстаивающим либеральные принципы свободы личности. Одним из примеров в истории падения Веймарской республики в Германии, приход к власти Гитлера.
Есть в истории и множество примеров, когда народы вынуждены покоряться власти, в душе презирая ее, при малейшей возможности отклоняясь от нее. В таких случаях правящие социальные силы неизбежно прибегают к давлению, применению силы. Страх становится основной формой проявления отношения людей к власти. Американский социолог Сеймур Мартин Липсет понимание проблемы легитимации политики рассматривает в зависимости от эффективности политической системы, утверждает, что стабильность любого государственного строя полностью зависела от его законности и эффективности. Законность, с точки зрения Сеймура Липсета, имеет оценочный характер, что связано со способностью системы формировать и поддерживать у масс убеждение в том, что функционирование существующих политических институтов самое рациональное. Эффективность преимущественно «инструментальна» и означает удовлетворенность процессов управления социальной системой.
Одним из признаков легитимности эмоционально-доверительное отношение людей к власти, основанное на вере в особое предназначение, в ее способности решать жизненно важные для общества и каждого человека проблемы и цели, в необходимость использования и применения разнообразных, в том числе и насильственных, методов для достижении целей. Поведение, основанное на легитимности, отличается от простого социального поведения, которое опирается на обычай или сочетание интересов. Легитимность политики обязана сущностью ряду обстоятельств, которые объективно сопутствуют человеческому обществу в его социально неоднородном состоянии.
Эмоциональное отношение людей к власти многообразно и отображает индивидуальную неповторимость каждой личности. Однако, легитимность политики определяется общими тенденциями состояния отношений между властью и населением. Такими тенденциями признаны: преобладание страха, безысходной покорности и вера в целесообразность существующего политического режима, убежденность в его необходимости. Важнейшим индикатором легитимности выступает преобладание второй тенденции — веры в целесообразность политического режима. Психологические основы веры в целесообразность политики и режим ее осуществляющие также неоднозначны.
Вера может формироваться в сознании как ответ на подражательную способность людей, их стремление следовать привычным типам поведения, сложившимся стереотипам восприятия. Иррациональный тип веры проявляется в слепом следовании сложившимся в обществе принципам. Доверие к власти складывается под влиянием привычки, боязни перемен, опасений перед трудностями приспособления к новому политическому порядку. Такая верн утверждает проф. Азер Эфендиев, обеспечивала жизнеспособность многих политических режимов, поддерживала их легитимист, Исследования в социальной и политической антропологии показывают, что так называемые традиционные общества с их строю регламентированной системой "отношений, достаточно жесткими структурами, деспотизмом правителей существовали на протяжении длительных исторических периодов благодаря, прежде всего, одному следованию сложившимся стереотипам поведения, вере в незыблемость и правомерность структуры власти. Это — вера-подражание, обеспечивающая постоянное воспроизводство сложившихся ранее отношений между правителями и населением. Веру охраняли общественные нормы, закон.
С наступлением эры индивидуализма, требующей от человека жить своим умом, вера начала приобретать все более рациональный характер. Отношение к власти уже определяется не ожиданием обеспечения привычного образа жизни, а соотнесением личных и групповых интересов с возможностями их реализации существующими государственно-политическими структурами. Осмысленно» отношение к власти, предполагающее принятие индивидом решений в соответствии государственной политики его личным устремлениям и целям, намерение четко зафиксировать пределы государственной власти, желание влиять на ответственные политические решения, затрагивающие его судьбу и т. п., требовало рациональных основ игры, становящейся осознанным выбором оптимальной структуры власти. Вера формировалась как результат развития мысли, принятия индивидом трудного решения, что соответствующий тип власти эффективно защитит его интересы.
Похожие статьи:
Практика профилактики наркомании в подростковой среде. Обобщение
опыта социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в регионах
РФ
В современной российской действительности среди множества проблем на одно из первых мест все больше выходит проблема массовой наркотизации населения. Имеется достаточно оснований утверждать, что сегодня наркотики проникли во все социальны ...
Межнациональные отношения на примере Саратовской области
Процессы миграции, идущие в России, не обошли стороной и нашу область.
На сегодняшний день в Саратовской области зарегистрировано более 30 национальных объединений, культурных автономий, 200 национально- культурных центров. Предоставленн ...
Социальное сиротство как социальная проблема. Социальное
сиротство: понятие и причины в современном обществе
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследст ...