Комплексная программа повышения профессионального мастерства социальных и
медицинских работников центра социального обслуживания (из практики ГУ «Центр
социального обслуживания населения г. БалашоваСтраница 1
Старение населения в настоящее время достигло самого высокого уровня за период с 1959 года и стало явлением, многогранное и противоречивое влияние которого на ход социального, экономического и культурного развития России ещё не получило всесторонней оценки.
В этой связи возрастает значение геронтологии вообще и, в первую очередь, социальной геронтологии-науки, изучающей изменение социального поведения пожилого человека, его социальных отношений в обществе. В данном контексте особую значимость приобретает специальная деятельность по социализации граждан пожилого возраста, целью которой является их наиболее полная социальная адаптация на новом жизненном этапе, поиск механизмов компетентного содействия в решении кризисных ситуаций и снижении до минимума негативных последствий утраты прежнего «социального лица».
Процесс социального обслуживания лиц старшего возраста, в высшей мере гуманный по своей природе, предполагает постоянное внесение необходимых коррективов в профессиональную деятельность социальных и медицинских работников, что требует тематического повышения их квалификации в сфере социальной работы с пожилыми людьми.
Программа данного курса предназначена для сотрудников центров социального обслуживания (ЦСО) - социальных и медицинских работников отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому.
Цель курса: формирование у персонала названных структурных подразделений ЦСО знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы с клиентами.
Основными задачами курса являются:
- формирование глубокого понимания социальных, психологических и физиологических проблем людей старшего возраста
- изучение современных моделей социального обслуживания граждан пожилого и старческого возраста, сложившихся в России и за рубежом, социальных технологий, способствующих разрешению или облегчению их жизненных проблем;
- освоение профессионально-этических норм социальной работы с лицами «третьего возраста»
Программа включает в себя четыре основных раздела.
1. Правовое обеспечение социального обслуживания.
Сотрудники ЦСО знакомятся с Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами в части социальных прав и свобод человека и гражданина, системой социальных гарантий в Российской Федерации; изучают основы семейного, пенсионного, жилищного законодательства, право социального обеспечения; получают представление о нормативных правовых документах, регулирующих право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.
2. Теория и практика социальной работы с пожилыми людьми.
Социальные работники и медицинские сёстры получают знания об истории становления социальной работы, современной системе социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в России, а также в странах Европейского союза, США, Канаде; изучают формы социального обслуживания населения; знакомятся с профессионально-этическими нормами деятельности социального работника
3. Социальная психология.
Персоналу ЦСО даётся представление о возрастных психологических особенностях и интеллектуальных возможностях лиц пожилого возраста и инвалидов, об экстренных ситуациях, конфликтах, возникающих в процессе социальной работы, и способах выхода из конфликтных ситуаций. Изучаются проблемы пожилых людей, их взаимоотношения с родственниками и знакомыми, а также развитие креативности в пожилом возрасте.
4. Основы социальной медицины.
Слушатели получают представление об основных показателях здоровья пожилых людей и инвалидов, их физиологических особенностях, заболеваемости, особенностях гигиены, образы жизни. Социальные работники овладевают навыками оказания первой медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста.
Программа разработана в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий социального работника и медицинской сестры, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов и предполагает овладение сотрудниками центра определённой системой теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых социальным и медицинским работникам, оказывающим социальные услуги пожилым людям.
В результате изучения курса социальные и медицинские работники должны: | |
Знать: |
ü Актуальные социально-экономические проблемы старения и старости на современном этапе развития российского общества. |
ü Социально-экономические проблемы глобального процесса старения населения и своеобразие этого процесса в современной России. | |
ü Процессы индивидуального старения: естественный или физиологический, болезненный или патологический характер старения и их зависимости от внешних и внутренних факторов. | |
ü Социальное различие и социальную обусловленность понятий «индивидуальное и социальное», их взаимосвязь и взаимозависимость. | |
ü Теорию и практику предоставления социально-геронтологических услуг. | |
Уметь: |
ü Выбирать из широкого спектра технологий социальной работы с пожилыми и старыми людьми наиболее оптимальные и отвечающие удовлетворению конкретных потребностей различных категорий населения старших возрастов. |
ü Критически анализировать отечественный и зарубежный опыт социальной работы с населением старших возрастов. | |
ü Владеть искусством общения с пожилыми людьми. | |
ü Устанавливать контакты с некоммуникабельными пожилыми людьми. | |
ü Разрешать семейные, этическиеи социально бытовые вопросы. | |
Иметь представ-ление: |
ü Об особенностях старческих болезней с целью участия в организации общей медицинской помощи и индивидуального ухода. |
ü О методах социальной профилактики преждевременного старения населения с учётом социальных, экономических, национально- этических, природно-экологических и других региональных особенностей. | |
ü О методах выявления потребностей населения старших возрастов в социальной защите. | |
Уметь ис-пользовать имеющую- ся информацию |
ü При правильном диагностировании нормального и преждевременного старения. |
ü При проведении разъяснительной работы с пожилыми людьми о необходимости и приёмах сохранения самостоятельности и независимости в повседневной жизни. | |
ü При разработке стратегических и тактических программ по улучшению качества и образа жизни пожилых. | |
ü При обновлении и расширении социальных услуг населению старших возрастов. | |
Уметь ис- пользовать: |
ü Инновации в социальной работе с различными категориями населения старших возрастов. |
ü Практические умения и навыки по дифференцированному уходу за пожилыми людьми. |
Похожие статьи:
Анализ основных направлений деятельности защиты детей-сирот и детей
оставшихся без попечения родителей в «Детском доме №3» г.Калуги
В ГОУ «Детском доме №3 г. Калуги» каждодневно решается ряд вопросов связанных с социально-правовой помощью детям, так как дом, в котором живут дети, должен, прежде всего, служить прототипом будущего устройства его дома после выпуска, это ...
Перспективы женской занятости
Они зависят от целого ряда обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Среди объективных прежде всего имеют значение:
· складывающаяся демографическая ситуация;
· темпы и стратегия экономического роста;
· место и хар ...
Порядок назначения государственной социальной
помощи и возможность отказа от неё.
Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина.
Государственная социальная помощь назначается на основании ...