Рассмотрение пресс-конференции как модели коммуникативного
актаСтраница 3
Возможен вариант, когда коммуниканты являются специалистами разных, но все же, как-то связанных областей: имеет место пересечение понятийных аппаратов и общность терминологического фонда. Это интерпрофессиональная коммуникация.
Второй случай: модель «специалист-неспециалист». Чаще всего имеет место на пресс-конференции. С одной стороны, здесь можно увидеть противоречие, заключающееся в профессиональной неравноценности коммуникантов. Однако если учесть тот факт, что специальные языковые средства зачастую не ограничиваются научным обиходом и могут использоваться значительными общественными группами на правах профессионального просторечия или в качестве «сниженного» варианта профессиональной речи, модель становится вполне реализуема (например, когда речь идет о пресс-конференциях с научными работниками, представителями научно-популярных изданий для дилетантов и т.п.). Неспециалист понимается здесь как человек, имеющий общие знания в той или иной предметной области или в ее отдельных аспектах, но не задействованный в ней непосредственно, т.е. не являющийся профессионалом.
Третий случай: профессиональные роли коммуникантов могут не совпадать, т.е. это случай статусно-неравноценной интрапрофессиональной коммуникации (вроде пресс-конференции в учебном заведении, когда на вопросы студентов отвечают преподаватели). Возможны другие модели профессиональных ролей коммуникантов, которые будут зависеть от типов профессиональной коммуникации, определяемых практическими целями. Таким образом, профессиональный коммуникативный акт противопоставляется тем коммуникативным актам, в которых ни отправитель, ни получатель не выступают с позиций профессиональных ролей. Коммуниканты являются профессионально ориентированными. Как правило, они образуют свой коммуникативный социум, принадлежат одной и той же профессиональной сфере общения.
Следовательно, особенностью пресс-конференции (в отличие от бытового общения и коммуникаций) является функциональное разнообразие профессиональных ролей и статусов коммуникантов.
Коммуникативная роль определяется активной позицией индивида в процессе общения (Н.И. Формановская). Коммуникативная роль предусматривает владение индивидом его статусной, позиционной и ситуационной ролями. В соответствии с каждой ролью человек исполняет определенные обязанности и пользуется определенными правами. На пресс-конференции активные коммуникативные роли играют главным образом организаторы.
В процессе коммуникации четко проявляется гендерная дифференциация. Мужчины и женщины придерживаются разных социокультурных правил, вербального их оформление при ведении разговора. Эти правила нередко находятся в противоречии. Пренебрежение социокультурными факторами, которые выражаются вербально, нередко приводит к возникновению коммуникационных конфликтов, что может наблюдаться даже в формате пресс-конференции.
Информационное взаимодействие субъектов коммуникации опосредствована влиянием информации (прямой и обратной связи), качеством ее кодирования и декодирование. Обратная связь (в вербальной или невербальной формах) выражает степень усвоения понимания сообщения, доверия к нему, согласие или несогласие с ним, изменяет коммуникативные роли субъектов коммуникации. Это означает, что на этапе обратной связи коммуникации пресс-конференции адресат (слушатель, журналист или партнер) становится адресантом, выражая свою реакцию на начальную информацию.
Потоки обратной информации могут нести данные как о каждом субъекте коммуникации (при этом субъект возникает как объект обратной связи), так и об их взаимодействии: степень владения средствами коммуникации, сформированности коммуникативных умений; уровень подготовки организаторов пресс-конференции к коммуникации и уровень сформированности их профессионально значащих коммуникативных умений, качеств, опыта; качество коммуникативной деятельности организаторов, уровень их профессиональной подготовки; умение моделировать процесс коммуникации.
Похожие статьи:
Основные компоненты системы оплаты труда в фирмах
Германии
Организация оплаты труда на предприятиях Германии состоит в дифференциации размеров заработной платы, выплачиваемой работникам предприятия, которая, с одной стороны, оказывает влияние на поведение работников, а с другой - оптимизирует зат ...
Алгоритмы разработки социального проекта
Технологии социального проектирования предусматривают два вида алгоритмов: алгоритм разработки социального проекта и алгоритм управления проектом со стороны руководителя.
Алгоритм разработки социального проекта, направленного на апробаци ...
Интеграция макро и микро процессов
В данной главе, так же как и в следующей, мы рассмотрим два ведущих направления в современной социологической теории. Мы проследим ее динамику начиная с 1980-х гг., (хотя, как мы увидим, здесь не обошлось и без предшественников | соврем ...