Основы социологииРоссийская социология 19-20 ввСтраница 2
человека, «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», где разрабатывает с помощью статистических методов общие тенденции мировой культуры. П. Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики
. Он выделяет идеациональную
стадию развития общества, в которой преобладают процессы духовного, религиозного сознания; идеалистическуюстадию, где ведущей становится идеология, сочетание рационального и чувственного начал; чувственную
стадию с доминированием чувственного переживания. В истории происходит чередование основных типов культуры. Если культура находится в кризисе (как, по его мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистемаисчерпала себя, и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа. Социодинамическая модель
П. Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Сорокина интересовала проблема роли социологии в переустройстве общества. Он ввел в социологию новые понятия: социальная стратификация, социальная мобильность, страта, статус, проводники, актор
и т.д.
С октября 1917 г. в российской социологии под влиянием Н. Бухарина стала усиливаться тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Н. Бухарин полагал, что наряду с теоретической наукой необходимо развивать и ее конкретно-социологическое направление. Бухарину возражал В. Адоратский, отделявший философию от социологии, В. Сарабьянов, отрицавший социологическое значение исторического материализма. Новым в развитии социологии стала разработка ее отдельных отраслей: социологии труда (А.К. Гастев), социологии искусства (Е.Н. Анциферов) и т.д. Проводились практические исследования с использованием анкетирования, интервью, анализа документов. Изучались социально-экономические, социально-этнографические явления; на основе их развивалась социальная и национальная политика. Однако формирование тоталитарного режима в России, ужесточение идеологического и политического контроля вело к подавлению социологии. В 1922 г. Из страны были высланы видные социологи, в том числе и П. Сорокин, философы (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков) и прочие. В 1938 г. И.В. Сталин фактически упразднил теоретическую социологию — за ненужностью и запретил изучение жизни советского общества. Было ликвидировано даже понятие "социология". Возрождение науки началось с конца 50-х годов (хрущевская "оттепель"). Проводились масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на работников, их отношение к труду. Разрабатывались управленческие технологии, социальное планирование. В течение 60-х гг. социологи создавали кафедры, отделения, институты. Труды по восстановлению социологии в СССР возглавили А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев, В.А. Ядов, Т.И. Заславская и др. Главные трудности состояли в том, что навязывание исторического материализма в качестве единой научной теории закрывало путь к возникновению социологических теорий и методологий, ограничивалась — в интересах коммунистической партии — тематика исследований, а результаты (расходившиеся с официальными данными) засекречивались. Только в 1986 г. решением последнего XXVII съезда КПСС социология вновь была восстановлена в гражданских правах науки об обществе.
Похожие статьи:
Трудовая организация - трудовой коллектив. Классификация
трудовых организаций
Выделяют две основные группы трудовых организаций:
коллективы производственных отраслей: промышленности, строительства, сельского и лесного хозяйства, грузового транспорта по обслуживанию производства, материально-технического снабжения ...
Региональный аспект занятости женщин
Поговорим о гендерных проблемах труда и занятости по регионам, используя выборочные обследования Госкомстата за 1992-2000 г. г. Они, как известно, не совсем совпадают с прежним делением по экономическим районам: Тюмень из Западно-Сибирско ...
Интериоризация субъектом внешних социальных групповых регуляторов в
процессе социализации
Для объяснения природы асоциального поведения несовершеннолетних чрезвычайно важным оказывается выяснить, каким образом происходит усвоение социального опыта, формирование внутренней системы регуляции поведения индивида, процесс интериори ...