Основные подходы в изучении личностиСтраница 1
В науке существует множество теорий личности. Можно выделить два наиболее распространенных подхода - социально-психологический и функциональный.
Основателем социально-психологического направления является З. Фрейд. Он выделял в психике личности три уровня - Оно, Я, Сверх-Я. «Оно
» - бессознательное начало, источник энергии, направленной на получение сексуального удовольствия. «Я
» - рационально осознанная часть психики, действующее по принципу реальности, ограничивающее желания бессознательного. «Сверх-Я
» - культурные нормы, воспринятые человеком, заставляющие его действовать в соответствии со стандартами социальной группы и общества.
По Фрейду, становление структуры психики личности происходит постепенно. Новорожденный ребенок - это «Оно», не умеющее определить свои потребности и удовлетворить их. С его развитием под руководством родителей формируется «Я» - ограничение «Оно», чувство ответственности за поступки и т.д. В период детства родители выступают в роли «Супер-Я», наказывая или поощряя ребенка за его поведение. По мере взросления в психике человека оформляется уровень «Супер-Я», который руководит ею всю оставшуюся жизнь.
Процесс формирования личности проходит 4 стадии. Каждая связана с определенным участком тела – эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а затем и «Супер-Я».
1. оральная стадия
: рот у младенца – главная эрогенная зона (получение удовлетворения через процессы приема пищи и сосания).
2. анальная
(контроль за процессами экскреции как первый шаг к самостоятельности).
3. фаллическая
, основное внимание ребенка направлено на половые органы и половые различия. В этот период проявляться Эдипов комплекс и комплекс Электры.
4. генитальная
(юность) – вступление в половую жизнь.
Концепция З. Фрейда и идеи М. Вебера, легли в основу интеракционистской теории личности Чарльза Кули, т. н. теории «Зеркального Я
». Личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Он представлял структуру личности из 3-х элементов:
1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие;
2. Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят в нас;
3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
Процесс зеркального отражения своего «Я» является субъективным процессом и может не соответствовать объективной реальности. В каждом формируются кратковременные внутренние собственные образы – само-имиджи
. Наряду с ними в сознании существует представление о себе – «истинное Я
», которое само-имиджи, накапливаясь со временем, корректируют.
Джордж Мид, основатель символического интеракционизма, считал, что "Я"- самость
продукт социальный. Д. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе с той же меркой, что и к другим людям. Это значит, что внутренне мы одновременно являемся субъектом - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. Структура личности по Миду следующим: «Я-Сам»(I)
- реакция личности на воздействия других людей и общества. «Я-Меня»(Me)
-осознание себя с точки зрения других значимых для него людей - родственников, друзей.
По мнению Мида, процесс формирования личности включает 3 стадии. 1. Имитация
- дети копируют поведение родителей, не понимая его. Ребенок примеряет на себя модели поведения родителей, которые для него являются «значимыми другими
». 2. Игровая стадия
- дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, и т.д. Переход от одной роли к другой развивает способность придавать мыслям и действиям такой смысл, который придают им «значимые другие» - другие члены общества. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я – меня». 3. Нормативная стадия
Похожие статьи:
Проблема гражданского общества
Проблемы социальной структуры и социальной мобильности самым непосредственным образом связаны с проблемой гражданского общества. Эта проблема была поставлена европейскими мыслителями XVIII в., а позднее глубоко разработана Гегелем. Он раз ...
Характеристика Учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Городская
социальная служба"
В городе Ханты-Мансийске координирует и осуществляет деятельность по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслужив ...
Основные напровления совершенствования социальной помощь людям пожилого
возраста (на примере работы управления пенсионного фонда города Белгорода). Деятельность Управления Пенсионного Фонда города Бе
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белгороде создается по решению Правительства Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Федераль ...