ЗаключениеСтраница 1
Цель проведенного исследования – проанализировать теоретический и практический опыт социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Объект исследования: процесс социальной адаптации.
Предмет исследования: пути и средства социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность социальной адаптации как социально-педагогической проблемы;
2. Изучить теоретические подходы к процессу социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей;
3. Исследовать практический опыт организации процесса социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Подводя итог проведенному анализу теоретических положений, можно подчеркнуть: социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.
Значительное место в современных исследованиях отводится комплексному изучению деформаций личности подростков, приводящих к такой форме дезадаптации, как противоправное поведение (Алемаскин М.А., Игошев К.Е., Миньковский Г.М., Потанин Г.М., Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Фельдштейн Д.И. и др.).
Можно говорить о том, что гипотеза, поставленная в работе, подтвердилась: работа по социальной адаптации несовершеннолетних преступников в ПНД Центрального района г. Новосибирска проводится неэффективно.
Работа по социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей в ПНД Центрального района г. Новосибирска включает диагностику состояния несовершеннолетних правонарушителей, а также профилактическую работу.
Диагностика психологического состояния несовершеннолетних правонарушителей проводится, как правило с помощью проективных методик. Используются метод теста Люшера, рисунок «Человек», рисунок «Дерево», рисунок «Несуществующее животное».
Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.
Анализ организации работы по социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей показал, что в рассматриваемый в работе период недостаточно уделялось внимания организации работы по предупреждению групповой преступности, выявлению взрослых лиц, вовлекающих подростков в совершение преступлений и антиобщественных правонарушений, имеются просчёты в организации работы с лицами, состоящими на учёте в ПДН.
Опрос инспекторов и социальных педагогов с целью изучения особенностей организации работы по социальной адаптации, понимании сущности и содержании данной работы, выявления отношения непосредственных профессиональных участников процесса социальной адаптации к своей работе и степени выполнения поставленных перед ними задач выявил, что в качестве основных методов в организации социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей практически все называют профилактические беседы, работу по месту жительства и учебы несовершеннолетних правонарушителей.
Похожие статьи:
Основные подходы в изучении личности
В науке существует множество теорий личности. Можно выделить два наиболее распространенных подхода - социально-психологический и функциональный.
Основателем социально-психологического направления является З. Фрейд. Он выделял в психике л ...
Разработка и реализация программы занятий по трудотерапии с инвалидами,
проживающими в психоневрологическом интернате
Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Практическая значимость программы по трудовой терапии инвалидов состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.
Категория кл ...
Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья. Общая характеристика детей с
ограниченными возможностями здоровья
Согласно социальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52495 – 2005 « Социальное обслуживание населения», инвалид – это лицо, имеющее нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями последств ...