Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности
подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Проблема
семейного неблагополучия. Виды и типы неблагополучных семеСтраница 3
4. Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, — не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и юношеском возрасте. www.inminds.ru
Неблагополучные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально-нравственные страдания ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации.
Как правило, неблагополучная семья характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от своих обязанностей.
Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в неблагополучных семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи.
Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ведет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждению от прямых функций по социализации детей, их интеграции в общество как полноправных и полноценных его граждан. Самоустранение родителей от своих обязанностей возникает в связи с отсутствием необходимого уровня общей и педагогической культуры, что требует дополнительных усилий от специалистов школы по социально-педагогическому и специально-психологическому сопровождению неблагополучной семьи. Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершеннолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нужны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи.
Необходимо выделить общие для всех неблагополучных семей особенности. К ним, прежде всего, относятся:
1) категорический отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;
2) уклонение от исполнения родительских обязанностей, перекладывание своих родительских обязанностей на школу;
3) конфликтность всех членов семьи, агрессивное отношение к окружающим;
4) отсутствие надзора за несовершеннолетними;
5) злоупотребление родительскими правами- жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами.
Подводя итоги в данной части работы выделим следующее.
Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «неблагополучная семья». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:
1. Медицинский- это семьи, где наблюдаются медико- биологические отклонения у членов семьи. ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;
2. Социально-административный- семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;
3. Психолого- педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.
Похожие статьи:
Объект социальной работы. Определение объекта
социальной работы
Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое п ...
Первая Всероссийская научно организованная перепись
Была проведена 1897 г. по состоянию на 28 января (9 февраля по новому стилю). Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов - Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности ...
Выводы
Итак, одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем среди подросткового поколения нашей страны является выяснение причин , вызвавших массовое употребление алкоголя среди подростков.
Это вредная привычка, как фактор риска, оказыв ...