Описание программы социально- психологического тренинга. Программа
тренинга личностного роста для подростков пояснительная запискаСтраница 1
Россия переживает сейчас сложный период: раскол общества, затянувшиеся социально- экономические и политические преобразования, разрушение прежних устаревших стереотипов поведения, потеря идеалов и ценностей. Все это является причиной неуверенности людей в завтрашнем дне. Это привело к тому, что родители и наставники не готовы оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями и навыками современных социально- адаптивных стратегий поведения. Молодые люди оказываются психологически беспомощными, незащищенными, уязвимыми в трудных жизненных ситуациях. Они не имеют определенных жизненных навыков, позволяющих им выбирать эффективные способы снятия стресса и напряжения, дающих возможность самостоятельно справиться с воздействием стрессовых ситуаций и сформировать здоровый жизненный стиль. Происходит увеличение форм дезадаптивного и девиантного поведения у детей и подростков. www.tracetransport.ru
Решением данной проблемы является разработка и проведение профилактических программ, направленных на усвоение адаптивных форм поведения детьми и подростками.
Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу.
Обобщая особенности личности подростков, следует отметить, что они инвариативны и противоречивы, например, афилиативная потребность не исключает тяготения и даже любви к одиночеству, доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытостью в общении с родителями, расширение сферы с развитием самосознания, тенденция к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетаются в тоже время с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками. Эти противоречия в подростковом периоде усугубляются диалектическими противоречиями, таящимися в самой личности, что связано с акцентуированными проявлениями характера, определяющими те или иные характеристики девиантного поведения.
Опираясь на теорию Лазаруса и учитывая особенности нашего общества Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский экспериментально установили, что развитие личностных ресурсов и навыков разрешения проблем помогает подросткам избегать девиантных форм поведения.
Основываясь на методические разработки Л.И. Божовича, В.Т. Лисовского, А.А. Реана, А.С. Свядоща, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского была разработана программа «Моя вселенная», основная идея которой состоит в том, что человек, имеющий развитые личностные ресурсы (представление о себе- Я- концепцию, самоуважение, самоодобрения; ответственность за собственную жизнь, умение понимать себя и окружающих и сопереживать им, коммуникативную компетентность, навыки восприятия и оказания помощи и т.п.) оказывается более защищенным перед жизненными трудностями, и как правило, менее уязвим для различных девиаций.
Программа рассчитана на подростков 12-14 лет.
Цель программы:Развитие и совершенствование у подростков личностных ресурсов .
Задачи
1. Формирование позитивной Я- концепции и самоэффективности;
2. Развитие умения у подростков воспринимать и оказывать психологическую поддержку;
3. Развитие у подростков навыков эффективного общения и взаимодействия с окружающими;
4. Развитие навыков эмпатии;
5.
Формирование навыков принятия решений и ответственности.
Методическое обеспечение:
С.Г. Дехаль, С.н. Мустафина («Пути развития системы детского отдыха», 2003), Н.А. Сирота («Программа формирования здорового жизненного стиля», 2000), Л.Ф. Анн («Психологический тренинг с подростками», 2005), Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога (2005), Социальная педагогика / журнал для социальных работников и педагогов (2004-2006 гг).
Материально - техническое обеспечение:
для проведения занятий необходимо просторное помещение, с наличием сидячих место по количеству участников, аудио аппаратура; ватман, писчая бумага, карандаши, фломастеры, мелки для рисования, гуашь, кисточки для рисования, маркеры, мяч.
Ожидаемые результаты
6.
Сформированность позитивной Я- концепции; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
7.
Сформированность навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение уверенности в себе;
8.
Сформированность умения у подростков воспринимать и оказывать психологическую поддержку;
9.
Сформированность навыков эмпатии
10.
Сформированность навыков саморегуляции;
Критерии эффективности
:
Критерии |
Показатели |
Диагностические методы |
Сформированость позитивной Я- концепции, личностных ресурсов и положительных личностных качеств |
-Повышение самооценки -Повышение уверенности в себе; - самоконтроль - ответственность - самостоятельность - активность - инициативность - принятие решений |
Шкала самооценки Дембо- Рубинштейна Анкета «Социальные навыки» Ю.В. Валентник |
Сформированность навыков эффективного общения и взаимодействия с окружающими |
- уважение чужого мнения - тактичность - умение слушать - умение понять чужую точку зрения - эмпатия - умение эффективно разрешать конфликты; |
Методика «КОС» Тест Томаса |
Саморегуляция поведения |
- самодисциплина - самообладание - отказ от неразумных желаний - преодоление стрессовых ситуаций - умение контролировать ситуацию |
Анкета «Способности к саморегуляции» Г.А. Потемкина |
Сформированность навыков эмпатии и умения оказывать психологическую поддержку |
- умение распознавать эмоции другого человека; - умение распознавать эмоциональные состояния; - умение ободрить и побудить другого к активному поиску выхода из стрессовых ситуаций. |
Тест эмпатийного потенциала И.М. Юсупова. |
Похожие статьи:
Связь социологии труда
с другими науками, изучающими труд.
Социальная психология
Социология планирования и прогнозирования
Соц-я пр-го класса
Социология города
Социология малых групп
Социология способа и качества жизни ...
Женщины, преуспевающие в бизнесе
Отдельные выдержки из интервью, а также данные обобщенного анализа не позволяют выстроить неповторимый психологический портрет женщины-предпринимателя, по разным причинам шагнувшей в стихию российского рынка. Именно это обстоятельство поб ...
История развития теорий социальной работы
Многообразие научных форм знаний: факты, события и их описания, систематизация, закономерности и тенденции, принципы и методы достижения поставленных целей, гипотезы, системы взглядов — организуются в теории, на которые опирается любая на ...