Организационно – управленческое обеспечениеСтраница 3
Ø эффективные методы взаимодействия в семье;
Ø повышение родительской компетентности и интеграция ребенка в семейную систему.
Еще одним направлением деятельности Службы является организация занятий с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье".
Первое научно обоснованное исследование влияния условий жизни в сиротском учреждении на развитие и социализацию ребенка-сироты было проведено известным американским ученым Дж. Боулби в 1951 г. Джон Боулби пришел к выводу, что проблема коренится не в самой сути общественного воспитания, а в отсутствии условий, при которых ребенок-сирота мог бы устанавливать интимные, эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, что необходимо для формирования здоровой, активной, социально адаптированной личности.
В исследованиях среди прочих выделяются негативные черты общественного воспитания:
· бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды;
· постоянное нахождение детей в условиях коллектива, невозможность уединиться;
· недостатки программы воспитания и обучения, которая не компенсирует дефекты развития, вызванные отсутствием семьи.
Отсюда следующие типичные черты личности выпускника детского дома:
o отчужденность от мира взрослых;
o негативизм, сформированный в ситуации психологического насилия в учебе;
o неспособность к самоутверждению в труде – привычка имитировать учебную деятельность, неспособность делать усилия, напрягаться в работе;
o неспособность к планированию своей работы и жизни в целом;
o инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание – равнодушие к себе и своей судьбе;
o неразвитый социальный интеллект.
Не имея опыта проживания в семье, выпускники детских домов испытывают трудности в создании собственной семьи и воспитании детей, которые вновь образуют группу риска.
Для социальной адаптации выпускников разработана программа "Подготовка ребенка к жизни в семье", которая направлена на формирование ценностной ориентации и положительной мотивации у воспитанников по созданию своей собственной семьи.
Программа "Подготовка ребенка к жизни в семье"
рассчитана на все годы воспитания ребенка в детском доме. (Приложение 4-5)
Педагог свободен в выборе формы занятий. Он имеет право на вариативность тематического курса занятий в зависимости от возрастного состава группы. Освоение данной Программы для каждого воспитанника обязательно. (Приложение 6).
В рамках работы по данному направлению деятельности определен механизм взаимодействия Службы с учреждениями для детей-сирот города. (Приложение 7-8).
Не секрет, что вновь образованные замещающие семьи сталкиваются с проблемами адаптации и дальнейшего построения взаимоотношений с детьми
, получившими негативный жизненный опыт и психологическую травму в биологических семьях.
И потому важнейший вид деятельности Службы - консультирование замещающих семей и оказание помощи на основании обращения родителей.
В настоящее время в городе функционирует 75 приемных семей. В большинстве из них существуют проблемы. Об этом говорит и тот факт, что первые обратившиеся в Службу были приемные семьи, в которых дети прожили по 3-4 года. Причиной этого является, в том числе и отсутствие специального обучения на тот момент, когда создавались эти семьи. Если бы будущие приемные родители прошли курс обучения, многих проблем можно было бы избежать.
Похожие статьи:
Аспекты национальной политики.
Сегодня следует четко обозначить государственное понимание того, чти национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вкупе с соответствующей позицией ...
Рекреационная функция
Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую тер ...
Управление как социальная технология. Гуманитарная
технология
Перемещение центра внимания с управляющей системы на собственно процесс управления привело к тому, что управление стало рассматриваться как социальная (гуманитарная[1]) технология. В отличие от управленческих технологий, вызванных к жизни ...