Закономерности и принципы теории социальной работыСтраница 1
Одним из важнейших системообразующих элементов социальной работы как науки являются закономерности, выражающие прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов и социальной работе. Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение закономерностей социальной работы — одна из основных задач современных ученых и исследователей.
Следует отметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке.
Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата изменяются и трансформируются.
Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, данных наблюдений усложняет выявление и формулирование закономерностей.
В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях:
1) социальная работа — специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохра нению и реабилитации социального здоровья;
2) формирование индивида происходит по "социальной программе" — под воздействием общественной среды при определяющей роли активности самой личности в собственном развитии;
3) источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный характер, т. е. они обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития.
В российской практике доминирующими являются теоретические принципы психолого-педагогической области познания, например «принцип индивидуального подхода». Условно принципы социальной работы можно разделить на следующие группы: 1) общие принципы, отражающие стратегии социальной работы во всех ее познавательных и практических направлениях; 2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений; 3) операциональные, и имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях; 4) этические принципы, отражающиe нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определенную миссию. В различных травлениях и школах данные принципы могут иметь свои типологии и классификации.
1) Общие принципы социальной работы
Эти принципы отражают общие, характерные для всех систем классификаций и таксономии социальной работы типологические связи и отношения, существующие независимо от формы проявления практики и субъектности нуждающегося клиента. Общие принципы выражаются в денотативных дефинициях, где описание и идентификация процессов осуществляется через ясные и доступные, прозрачные концепты. Они выражают философию социальной работы в аспекте ее теоретических концептов метауровня познания практики как изменяемой в нужном направлении реальности проблем и нужд клиентов. Такими принципами, отражающими сущность субъект-субъектных, субъект-объектных, объект-субъектных отношений, выступают следующие:
- Принцип активизации исходит из идеи о равноправном партнерстве и равной ответственности субъекта и объекта социальной помощи. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи в их политической, правовой, экономической независимости, так и е умениями определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно.
- Принцип «среда — личность» связан с методологическими установками на процесс интеракции, где в качестве объекта изменения выступает среда. Среда может быть представлена различными объектами изменения от общности до референтной группы. Он также выступает в качестве методологического принципа обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития, а также приводящие к стагнации.
- Принцип «личность — среда» отражает сущность стратегий изменения и развития мезо- и макрообъектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект. Принцип выражает философию социальной работы и процесс ее познания, предполагающий, что не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов.
- Принцип «здесь и теперь» — общая установка на процесс взаимодействия и познания социального работника клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное, конкретно-бытийное время.
Похожие статьи:
Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку
молодой семьи
Основанием для разработки и принятия региональных социальных целевых программ обычно становятся федеральные целевые программы. Однако специальной федеральной целевой программы по социальной поддержке молодых семей не существует, отдельные ...
Внутренние и внешние группы
Мощное влияние на нас оказывают не только группы, к которым мы непосредственно принадлежим. Часто то же самое оказывается верным для групп, к которым мы не принадлежим. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между в ...
Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы - элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.
Элитарная
, или высокая, культура создается привилегиров ...