Теоретико-методологические основы социальной защиты пожилых людей. Сущность социальной защиты пожилых людей в современной теории
и практикеСтраница 1
В данном параграфе предпринята попытка раскрыть сущность социальной защиты пожилых людей и проанализировать различные существующие точки зрения по данному вопросу в современной науке, а также сформулируем основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания этой категории населения.
Право граждан на социальное обслуживание прямо не закреплено в конституции РФ. Вместе с тем в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение.
При всем многообразии подходов к управлению социальными службами в их основе должны лежать нормативно- правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность всех звеньев системы социального обслуживания, а значит, ее упорядочность и организованность.
Правовая база социального обслуживания населения начала формироваться в Росси по существу с 1995 г., когда на федеральном уровне были приняты первые по данной проблематике законодательные акты: Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ и Федеральный закон «Об основных социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. № 195-ФЗ. Ориентиром для принятия законодательства по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе социальном обслуживании, стали «принципы» ООН в отношении пожилых людей (приняты в 1991 г.).
Эти принципы предусматривают обеспечение пожилых граждан:
1) продовольствием, жильем, одеждой и медицинским обслуживанием; возможностью заниматься приносящей доход деятельностью, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, проживать как можно дольше в домашних условиях;
2) уходом и заботой со стороны семьи и общины, медицинским обслуживанием в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний; возможностью пользоваться социальными и правовыми услугами, услугами попечительских учреждений;
3) возможностью для всесторонней реализации своего потенциала, т. е. доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;
4) возможностью вести достойный и безопасный образ жизни [45, с.9].
Государство, разделяющее сегодня «принципы» ООН, должно сделать все возможное для обеспечения условий для независимости пожилых людей, для их участия в социальном развитии, создать условия для ухода, способствовать сохранению их достоинства.
Люда старших возрастов рассматриваются мировым сообществом как позитивный фактор, а не как бремя.
Наша страна, стремясь занять достойное место в мировом сообществе, развивается в едином русле общечеловеческой цивилизации, прилагает усилия к сохранению и поддержке общественно значимых ценностей и идеалов, в центре которых находится человек: его права и свободы, интеллектуальный облик и мастерство, способность к творчеству, гражданская позиция.
Одним из критериев уровня цивилизованности любого общества является его отношение к старшему поколению, лицам пожилого возраста, создание им условий для достойной жизни.
Пожилые – это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны [70, с.76].
Процесс старения связан с изменениями, происходящими в организме, ведущими к ослаблению биологических и социальных функций человека, к обострению уже имеющихся или появлению у него новых, нередко весьма тяжелых заболеваний.
Похожие статьи:
Основные механизмы реализации социальной политики. Связь
социальной политики и социальной работы
Наша страна – это обширная территория с многонациональным населением. И на сегодняшний день существует огромное количество социальных проблем и противоречий в обществе.
Как раз таки, роль государства здесь в том, что оно призвано решать ...
Ожидаемые результаты
(Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе)
- проектом охватывается 15 городов и районных центров Красноярского края
- количество планируемых семина ...
Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды.
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страх ...