Методы исследования в социальной работеСтраница 1
Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю же можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. www.wayculture.ru
Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологии разрешения социальных проблем указанных объектов – одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.
Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.
Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб. Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем.[1].
Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Большей частью концепцию методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях».
Очень часто методы социальной работы разделяют на два класса: методы решения задач и методы получения знаний. В первом классе выделяют социологические методы. К ним относятся следующие типы социологических исследований: сплошное, исследование основного массива, многографическое исследование, а также выборное исследование. Для проведения подобных исследований могут применяться различные методы и приемы. Среди них особую роль играют следующие: анализ документов, выявление слабых сторон, проблемы, наблюдение, опросы, контент-анализы. Тем самым, формируется некоторая картина, характеризующая текущее состояние проблемной области. На данном этапе можно выделить основные проблемы, на решение которых будут направлены усилия социального работника. Также необходимо произвести другие виды исследований для того, чтобы сформировать полную картину ситуации. Можно использовать следующие виды исследований: психологические. К ним относятся экспериментальные и неэкспериментальные методы, лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские. Использование тех или иных методов позволяет отразить отдельные области проблем. Необходимо использовать лишь те, которые необходимы для сбора необходимых данных. Использование всех методов сразу может привести к увеличению времени исследования и завести социальную работу в тупик.
Похожие статьи:
Ожидаемая продолжительность жизни
Возрастные коэффициенты смертности и связанные с ними показатели доживаемости при переходе от одного возраста к другому отражаются в так называемых таблицах смертности. (см. Приложение 3)
Данные на 1999 г. также расположены в Приложении ...
Диаспора как важнейший субъект социально-экономических процессов
Экономические процессы представляют собой важную и неотъемлемую часть культурно-исторического процесса, любой из его субъектов не может существовать без связи с экономикой и имеет свои специфические характерные для него институты и функци ...
Анализ деятельности специалистов центра по социальной реабилитации детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата
В Кич - Городецком районе в 66 семьях воспитываются 68 детей с ограниченными возможностями здоровья. 27 детей проживает в семьях с Кичменгский Городок, что составляет 40, 9% от всех детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающи ...