Направления социальной работы по профилактике наркомании среди подростковСтраница 1
Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании (38, ст. 1). Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 -3 процентов заболевших. www.geodesire.ru
На государственном уровне проблема наркомании разрабатывается в основном в контексте борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организации просвещения населения с точки зрения юридической ответственности и медицинского аспекта заболеваний; направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ (38, ст. 4).
Огромную роль могут сыграть и средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. К сожалению, социальная реклама у нас, в отличие от западных стран, до сих пор в диковинку. Только в последнее время власть и средства массовой информации стали использовать ролики, посвященные антинаркотической пропаганде.
Антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании (38, ст. 4).
Существующая система наркотической помощи ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания (29).
Профилактика наркомании в общем виде представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с употреблением наркотических веществ. Это нестрогое определение приводит к тому, что профилактическая работа может иметь различные цели, например, сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков либо наркосодержащих средств (41, с.4).
Профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности, интегрирующий следующие области знаний: медицину, педагогику, психологию, социологию, информационные технологии. В исследовании проблемы профилактики наркомании в России можно выделить ряд этапов.
На первом (конец XIX – 30-е гг. XX в.) изучались социальные причины наркомании и алкоголизма, бытовые и социально-гигиенические аспекты проблемы, выявлялась связь отклонений с другими формами девиантного поведения. Были разработаны методики обследования, пути и способы лечения и профилактики. Созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований и разрабатывал проекты профилактической работы, основными направлениями которой были санитарное просвещение и проведение массовых мероприятий.
На втором этапе (30 – 50-е гг. XX в.) исследования были прекращены, поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных. На третьем (конец 50-х – 80-е гг. XX в.) в силу ряда причин ею занимались в основном узкие специалисты – психиатры, наркологи, юристы. Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного поведения, однако исследования не всегда были подкреплены методологическим анализом девиации как социального феномена.
Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества (3, с.23).
Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план (32).
Для большинства детей школа является основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу. Общеобразовательные учреждения обладают уникальной возможностью при тесном взаимодействии с семьей, общественностью, властными и силовыми структурами расширить воспитательное пространство школы и проводить разработку и внедрение комплексного антинаркотического воспитания. Необходима такая организация педагогического процесса, когда посредством антинаркотического воспитания у будущего поколения формируется культура адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.
Похожие статьи:
Трудотерапия как метод социальной реабилитации в условиях
психоневрологического интерната
Одно из самых успешных направлений работы с инвалидами получило на Западе название «оккупационная терапия».
Оккупационная терапия, как считает Б.А. Маршинин [11] – это терапия повседневными занятиями – форма профессиональной социальной р ...
Природа конфликта
В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое подр ...
Основные направления и формы помощи женщинам,
испытывающим насилие в социальных службах
В России функционирует комплекс кризисных центров и отделений социально-реабилитационных центров, куда женщина может обратиться в трудной жизненной ситуации[14].
Главной целью деятельности данных учреждений является оказание специализиро ...