Динамические характеристики социальных группСтраница 1
Социальные группы обладают определенными динамическими характеристиками, позволяющими рассматривать их в процессе живого социального взаимодействия. К таким характеристикам относятся: размер группы, ее внутренняя структура (лидеры, рядовые члены, аутсайдеры), стиль руководства внутри группы, специфические феномены социальной жизни, связанные с групповым поведением. www.edubrilliant.ru
Уже сам по себе размер группы во многом определяет характер внутригрупповых взаимодействий. Наиболее тесные и значимые отношения возникают в группе, состоящей из двух человек (диада), — между мужем и женой, влюбленными, близкими друзьями. В диаде чувства и эмоции, как правило, играют более важную роль, чем в более многочисленных группах. Однако вопреки ожиданиям отношения в диаде отличаются большей хрупкостью, чем в более многочисленных группах, и более подвержены разочарованиям.
Добавление к группе третьего члена — образование триады — в корне меняет социальную ситуацию. Группа приобретает новые возможности — образования внутренних «фракций», союзов двоих против третьего, бойкотов, выделения лидера и аутсайдера и т.д.
При классификации различных групп по их численности обычно специальное внимание уделяется так называемым малым группам. Такие группы состоят из небольшого числа лиц (от двух до десяти), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые также обычно проявляют удовлетворенность своим взаимодействием. Это взаимодействие осуществляется на основе сравнительно частых непосредственных контактов.
Оптимальная численность малой группы, согласно исследованиям психологов и социологов, должна составлять пять человек. В этом случае никакая внутригрупповая ситуация не может оказаться тупиковой, поскольку всегда легко выделить мнение большинства. Кроме того, оказаться в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции. Такая группа достаточно велика для того, чтобы люди могли вполне «социально» в ней себя чувствовать — меняться ролями, свободно выражать свое мнение и убеждать в своей правоте окружающих, но и достаточно мала, чтобы люди считались друг с другом и нуждались во взаимном уважении.
В групповом окружении некоторые члены имеют, как правило, большее влияние, чем прочие. Мы называем таких индивидов лидерами. Маленькие группы способны обходиться без лидера, однако в группах больших размеров отсутствие руководства приводит к хаосу.
Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов. Один тип руководителя — «специалист-производственник» — занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению. Второй — «специалист-психолог» — хорошо справляется с межличностными проблемами, снимает напряженность между людьми и способствует повышению духа солидарности в группе. Первый тип руководства является инструментальным, направленным на достижение групповых целей; а второй — экспрессивным, ориентированным на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности. В некоторых случаях один человек берет на себя обе эти роли, но обычно каждая из ролей выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не может обязательно представляться более важной, чем другая, относительную значимость каждой роли диктует конкретная ситуация. Лидеры используют различные стили для оказания влияния на людей.
Следует отметить наличие в группе феномена группового мышления — процесса принятия решений в группах с чрезвычайно тесными связями, членов которых настолько волнует вопрос сохранения консенсуса, что это отрицательно сказывается на их критических способностях. В случае группового мышления члены группы находятся под иллюзией добровольности принимаемых ими решений, что приводит к гипертрофированной уверенности и большей готовности идти на риск.
Групповое мышление подтверждает наличие мощного общественного давления, характерного для групповых окружений и оказывающего воздействие на взгляды членов группы. Хотя подобное давление влияет на наше поведение, часто мы этого не осознаем.
Похожие статьи:
Основы системы научной организации труда в социальной защите
В нашей стране ведется значительная работа по созданию условий, обеспечивающих успешное применение в экономике принципов научной организации труда. Многие передовые формы и методы организации труда закреплены в правовых документах и станд ...
Агенты социализации
Агенты социализации
– социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на формирование личности и вхождение человека в общество. В соответствии с видами социализации, агенты бывают первичными и вторичными. Аге ...
Коммерциализация высшего образования
Обычно коммерциализация университета начинается с того, что кто-то из его сотрудников находит возможность заработать деньги. Речь может идти о щедром финансировании исследований в обмен на исключительное право коммерческого использования ...