Семейная и бытовая жизнь женщины XIXв.Страница 6
В доме ремесленника по сравнению с домом крестьянина, сферы домашнего хозяйства и производства различались несравнимо более чётко. Участие женщин в цеховом ремесле варьировало в зависимости от отрасли и этапа исторического развития. Различные запреты и санкции цехов против занятий ремеслом женщин доказывают, что работа в ремесленном производстве и домашнем хозяйстве явно различалась. Подмастерья, работавшие вместе с женщинами в мастерской, рисковали быть оштрафованными цехом, их даже могли признать "бесчестными"[4,121].
Таким образом, городское общество и цехи устанавливали, что жёны ремесленников должны работать в домашнем хозяйстве, в саду и на земле и, в случае необходимости, продавать ремесленные изделия. Всё, связанное с планированием, переговорами с клиентами, руководством и наблюдением за учениками и подмастерьями в мастерской, было делом мастера. Имеющиеся данные о нарушениях этого правила относятся в большинстве случаев к бедным мастерам, у которых не было подмастерьев и учеников и которые, что сопоставимо с рабочими-надомниками, обычно работали вместе с жёнами. Не случайно, что подобное встречалось в малодоходных ремёслах, к примеру, у пекарей чёрного хлеба и мясников низшего разряда в Бремене[5,113].
Членство женщины в цехе, а также её общественное положение в городе в значительной степени определялось положением её супруга. Какой-либо правовой и политической самостоятельности женщина не имела. Превосходство мужчины в семье поддерживалось, наконец, и его обязанностями "отца семейства": он отвечал за "нравственный и религиозный климат" в доме, на его ответственности находилось нравственно-религиозное воспитание учеников. Вновь обращают на себя внимание внутренне присущие логике системы требования цеха к "почтенности" происхождения и образа жизни мастера.
Подчинённое положение женщины ни в коей мере нельзя "механически" выводить из характера разделения труда в ремесле. Скорее, оно определялось уже в процессе цехового общественного нормирования и регулирования, который монополизировал за мужчинами квалификацию и профессию. Как и крестьяне, ремесленники-мужчины обеспечивали себе господствующее положение, овладев нормотворческими институтами местной общественной жизни. Характер ремесленного производства делал более вероятным, чем требовавшее тяжёлого физического труда вдали от дома и маленьких детей крестьянское хозяйство, участие женщин в мелком товарном производстве. Именно поэтому всё сильнее защищали мужчины свою монополию на связанную с рынком и оплачиваемую ремесленную работу, приняв особые нормы, исключившие девушек и женщин из процесса обучения профессии. Таким способом узаконенное разделение труда между полами вело, в свою очередь, к специфицированным по полам типам социализации: девочки "склонялись" к домашней и сельскохозяйственной работе в процессе домашнего производства, мальчики с детства интересовались предметами и приёмами работы в мастерской. Тем самым ремесло способствовало, выходя за собственные социальные рамки, формированию кажущихся "естественными" половых ролей.
В буржуазной семье трудно сказать, какое влияние было сильнее: идеи ли буржуазного "очага" на признание за женщиной роли его "хранительницы" или идеи представления об "идеальной жене" на характер дома. В любом случае женщина была заключена в частной сфере дома, о чём уже достаточно говорилось, а мужчине достался внешний мир. Реальное разделение общества на частную, домашнюю сферу жизни (причём слово "домашняя" приобрело совсем другое значение), с одной стороны, и на профессиональный мир, с другой — имело далеко идущие идеологические последствия. Женщине были приписаны черты характера, будто бы предопределявшие её для семьи и домашнего очага. Одновременно был создан тип мужчины, который не боится никаких усилий и риска в работе. Именно тогда появилась уверенность в абсолютной точности знаний о том, что считать типично "мужским" и что— типично "женским". В словаре Брокгауза за 1815 г. по этому поводу говорится:"Мужчина должен добывать, а женщина старается сохранить; мужчина — силой, а женщина — добротой или хитростью. Этот принадлежит шумной общественной жизни, а та — тихому домашнему кругу. Мужчина трудится в поте лица своего и, устав, нуждается в глубоком покое; женщина вечно в хлопотах, в никогда не затихающих стараниях. Мужчина сопротивляется судьбе и даже будучи повержен, всё равно не сдаётся; покорно склоняет женщина голову и только в слезах находит она помощь и утешение"[5,131].
Похожие статьи:
Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку
молодой семьи
Основанием для разработки и принятия региональных социальных целевых программ обычно становятся федеральные целевые программы. Однако специальной федеральной целевой программы по социальной поддержке молодых семей не существует, отдельные ...
Возможность лечения и коррекции
гомосексуального поведения. Лечение гомосексуализма
15 декабря 1973 года состоялось голосование в президиуме Американской психиатрической ассоциации (АРА). В результате голосования 13 из 15 членов президиума поддержали исключение гомосексуализма из списка психических заболеваний. Ряд психи ...
Постмарксизм
Идеология = отражение реальности через призму интересов соц. группы, причем эти частн. интересы подаются как всеобщие. В современном обществе только одна сторона интересов взяла верх – техническая, созн-е соврем.общ-ва = науч. и тех. иде ...