Коммерциализация высшего образованияСтраница 2
· общей прикладной направленностью науки и образования,
· многопрофильностью, учитывая, что нематериальный актив и развитие промышленных предприятий производятся обычно «на стыке» прикладных направлений.
Причем коммерциализация прикладной науки и профессионального образования, как внешнее проявление, подразумевает структурную внутреннюю перестройку в рамках университетского комплекса, формирование системы непрерывной многоуровневой подготовки и повышение экономической самостоятельности подразделений.
Многопрофильная по отраслевым направлениям и региональная структура технического университета является предпосылкой коммерциализации с организационной стороны.
Если по вопросам формирования организационной структуры ориентироваться на крупные зарубежные технические университеты, прикладные исследования и профессиональная подготовка в которых в основной части коммерциализированы, то характерной особенностью их устройства можно назвать экономическую самостоятельность входящих подразделений (институтов в составе университетов).
Экономическая самостоятельность подразделений зарубежного технического университета означает формирование собственного финансового результата в каждом из подразделений, объединенных по признакам профессионального и научного профиля, но в экономическом отношении выступающих как независимые лица. Действует координационный центр самостоятельных подразделений, являющийся университетом[12].
Очевидная привлекательность коммерческих предприятий для университетских спонсоров объясняется расчетом на получение университетом существенных дополнительных доходов. Попадая в руки университетской администрации, эти средства не служат обогащению частных инвесторов, а расходуются на такие благородные цели, как стипендии, покупка книг для библиотек, приобретение нового лабораторного оборудования или решение какой-либо заслуживающей внимания образовательной задачи. Особая ценность коммерческой прибыли заключается также в том, что в отличие от многих пожертвований, грантов и бюджетных ассигнований, получаемых университетами, она может быть использована для реализации любых программ, составленных их руководством.
Несомненно, коммерция не только принесла университетам деньги, но и создала новые стимулы, побуждающие их учитывать в своей деятельности интересы общества[13].
При всем положительном эффекте не стоит забывать и об отрицательных сторонах коммерциализации, которыми являются:
- Катастрофическое падение престижа науки и системы образования. В настоящее время на базе мелких частных предприятий и общественных организаций открылись тысячи различных псевдоакадемий. По стране гуляет значительное число безработных «академиков» с дипломами международного образца, выданными различными паранаучными сектами и общественными организациями. Всё это дискредитировало само понятие и феномен «академии».
- Имеются перекосы в области среднего образования. Здесь преобладает количество знаний над их качеством. Чего только сейчас не преподаётся, какими только ненужными знаниями не пичкаются наши школьники! К сожалению, есть уже исследования, показывающие, что всё это, наоборот, ведёт к деградационным процессам.
Похожие статьи:
Общественные объединения Беларуси
Общественное объединение – это добровольное формирование граждан, возникшее на основе общности своих интересов, но не преследующее в качестве целей своей деятельности извлечение прибыли. Общественными объединениями признаются политические ...
Проблемное поле социологии искусства. Постановка проблемы
Само соединение социологии и искусства в названии дисциплины, (теперь уже не только научной, но и учебной) дает представление о сложных междисциплинарных взаимодействиях теории и истории искусства с различными методами теоретической и эмп ...
Исламский аспект экстремизма
В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась
тенденция к усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).
Усилению ...