Заключение
Как кажется, минусы коммерциализации в целом намного существеннее, чем ее плюсы. Однако соотношение отрицательного и положительного влияние зависит от субъективного мнения конкретного человека, готовящего оценку управленческому решению. История коммерциализации свидетельствует, что люди постоянно преувеличивали выгоды и пренебрегали опасностями — или, во всяком случае, их недооценивали. Подобной тенденции не приходится удивляться, учитывая сам характер преимуществ и недостатков коммерческой деятельности. Главное, чем она привлекательна для университета, — это возможность получить деньги, ибо в них администрация обычно видит прямое, осязаемое и крайне эффективное средство удовлетворения насущных потребностей. Напротив, те угрозы, которыми чревата коммерциализация, — моральное разложение профессоров, ухудшение нравственного воспитания студентов или падение общественного доверия к университету, — выглядят абстрактными и отдаленными. Негативных последствий может вообще не быть или же они обнаружатся не скоро — так стоит ли принимать их в расчет?
В сопоставлении с непосредственной выгодой, которую приносит коммерческая деятельность, многие ее минусы кажутся не столь уж важными, поскольку они причиняют вред не отдельно взятому университету, а тем ценностям, которые он разделяет со всеми высшими учебными заведениями, — такими как доверие общества к объективности научной экспертизы или свободный обмен мнениями между учеными. Обычно эти недостатки не связаны с какой-то конкретной деловой инициативой, но проявляются только как совокупный результат разнообразной коммерческой деятельности.
В тоже время, коммерциализация ведет к расширению рынка образовательных услуг, учитывающего запросы современного общества не только со стороны абитуриента, но и со стороны потенциального работодателя.
Взвешивая «за» и «против» при внедрении коммерциализации в своей организации, любое образовательное учреждение должно быть осмотрительно и дальновидно, если хочет сохранить традиционные ценности системы образования.
[1] Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 //Эксперт. – 2007. -№4. – С.45-52
[2] Колесникова Е.М. Демонополизация рынка образовательных услуг в постсоветской России. Социология образования: Хрестоматия/Сост. Р.Н.Абрамов. М.: Высшая школа экономики, 2008. – С.211
[3] Концепция общего среднего образования. Проект // «Учительская газета», от 23 августа 1988г.
[4] Геллнер Э. Условия свободы М.: Ad Marginem, 1995, с. 13
[5] Гаврилюк В.В. Дифференциация образовательных ценностей и «социальный заказ» образованию региона // Динамика ценностного сознания региона Тюмень, 1995; Маскин В.В. Финансовые механизмы образования на муниципальном уровне // Педагогика. - 1995. -№ 6
[6] Семья в России. М., 1997. - №4. - с.103
[7] Колесникова Е.М. Демонополизация рынка образовательных услуг в постсоветской России. Социология образования: Хрестоматия/Сост. Р.Н.Абрамов. М.: Высшая школа экономики, 2008. – С.213
[8] Кузьминов Я. Высшая школа: Поточный метод//Коммерсантъ, 13.11.2006. - №213 (1740)
[9] Кашпур В.В. Конкурентная борьба образовательных учреждений в современной России как поле управленческих стратегий. Саратов, 2007. – С.2.
[10] Кашпур В.В. Конкурентная борьба образовательных учреждений в современной России как поле управленческих стратегий. Саратов, 2007. – С.7.
[11] Бок Д. Плюсы и минусы коммерциализации. М., 2008. – С.128
[12] Войлошников М.В. Коммерциализация прикладной науки и образования//Восточный базар. – 2007. -№4. – С.65-75.
[13] Бок Д. Плюсы и минусы коммерциализации. М., 2008. – С.136
Похожие статьи:
Функции общественного мнения
Как социальный институт развитого общества общественное мнение выполняет ряд функций. Российские социологи В.В. Припечкин и И.А. Андреева выделяют следующие социальные функции общественного мнения [5]:
1. Оценочная - основная гносеологич ...
«Менеджмент с женским лицом» или как
управляют женщины
Как правильно ответить на вопрос: в чем специфика женского управления, в чем его сила? Одни считают, что сила женщины в её слабости. Другие говорят о силе женского характера. А третьи утверждают, что успех женщины-руководителя - компенсац ...
Требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам
Научно разработанным социальным проектам должны быть присущи следующее качества[21]:
1) наличие таких характеристик, которых у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;
2) параметры, способные обеспечить реализацию социал ...