Феномен гедонизмаСтраница 2
.
- Существует наслаждение роскошью. И дорогие вещи, как правило, по своим параметрам превосходят более экономичные аналоги. Есть ли в этом гедонизм? Есть ли отсутствие аскезы в стремлении ездить на более быстром автомобиле, пользоваться мобильником, в котором есть фотокамера?
- Страсть к роскоши тоже страсть. И то, что это страсть, обнаруживается по тому, что ни функционально, ни эстетически такого рода траты, предметы, вещи не оправданы.
- Люди, преданные наслаждениям, подчас живут сегодняшним днем. В то же время Господь сказал: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34). В чем разница?
- Я бы ответил так. Гедонист живет сегодняшним днем для того, чтобы не думать о разочаровании, о пустоте, о печали и вообще о чем-то тревожном и болезненном, что будет за этим днем. Это попытка жить сегодняшним днем, чтобы не думать, условно говоря, о смерти. Человек, который исполняет заповеди христианства и живет сегодняшним днем, делает это совершенно для другой цели. Он делает это для того, чтобы нынешний день провести наиболее наполнено, насыщенно, в соответствии со своими духовными запросами и требованиями совести. В этом смысле мотивация у людей совершенно разная.
В современном обществе происходит, казалось бы, забота «всех обо всем», человек словно бы оказывается предметом всеобщего внимания и диалога. Ему со всех сторон предлагают взять выгодный кредит, пробрести новые товары по необыкновенно дешевой цене, средства для еды или для ухода за телом, которые обладают необыкновенным удобством и эффектом. «Код» гедонизма – во всеобщей обращенности общества и индивида, в заботящемся существовании.
Гедонизм «растворяется» в повседневности, при этом ценности удовольствия, проникая во все сферы жизнедеятельности, нередко перестают восприниматься как нечто особенное и уникальное. Исчезает четкое противопоставление труда и отдыха, работы и праздника. «Код» гедонизма задает ситуацию «легкости» жизни, уверенности, что все проблемы потенциально разрешимы, а совокупность удовольствий доминирует над совокупностью страданий.
Образ гедониста неоднозначен, но он может быть обрисован примерно так, как это сделано в статье И.Манцовав отношении одной из киноработ: «Героиня картины Пьеретта Дюморье в исполнении Катрин Фро воплощает идею непрерывного, ничем не ограниченного буржуазного удовольствия. Она себя так и аттестует статьей из толкового словаря: «Дилетант – человек, который делает все и с удовольствием». Недвусмысленный способ потребления жизни, где торжествует принцип разнообразия… Пьеретта предпочитает глубоким отношениям острые ощущения. Ей хочется попробовать все. Она порхает по жизни, уверенная в себе и по-своему прекрасная. С легкостью меняет работу, любовников и жилье. Ее пьянит и возбуждает внезапно вспыхнувшая страсть к католическому священнику («Почему бы и нет?!»). Легким движением руки она укладывает к себе в постель жениха собственной дочери …В этом мире тотального удовольствия ничто не помешает ничему».
Похожие статьи:
Теоретические основы гендерологии. Понятие о
гендерологии и феминологии
Прежде всего, возникает вопрос о соотношении объектов исследования таких научных направлений, как “феминология” и “гендерология”.
Феминология – наука о положении и социальных ролях женщины. Она рассматривает совокупность социально-эконом ...
Постмодернизм
Постмодернистская социальная теория Сегодня социология сталкивается с ситуацией, в которой 10 лет назад уже находились некоторые направления, главным образом, в сфере гуманитарных наук:
Момент постмодерна наступил, и сбитые с толку ин ...
Аналитико – исследовательское обоснование. Обоснование
актуальности выбранной темы
Во всех регионах Российской Федерации остро стоит проблема нарастания числа детей – сирот и числа неблагополучных семей. Число детей, ежегодно остающихся без попечения родителей, выросло по сравнению с 2005 г. в 1,7 раза. Число детей, еже ...