Метод фокальных объектовСтраница 1
Метод фокальных объектов — способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Э. Кунце («метод каталога»), в 50-е годы усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.
Метод имеет целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект, который должен находиться в фокусе переноса.
Достижение этой цели обеспечивается таким порядком действий:
1. Называется (фиксируется, например, на доске или дисплее компьютера) объект, который предстоит усовершенствовать (в целом изменить с какой-либо целью).
2. Произвольно (без намеренной связи с изучаемым объектом) называются (фиксируются) другие объекты (в основном обозначаемые существительными).
3. У объектов (пункт 2) выделяются признаки, характеристики (в основном обозначаемые прилагательными).
4. Эти признаки применяются к исходному объекту (пункт I), и на базе новых сочетаний ведется поиск неординарного решения.
Присоединение к фокальному объекту признаков случайных объектов позволяет становиться источником гипотез, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями: им дается экспертная оценка, они отбираются и рассматриваются с точки зрения возможностей и путей реализации. Здесь важно то, что ассоциативный ряд подкрепляется неожиданными гипотезами.
Мы, к примеру, намереваемся создать новый тип детской площадки во дворе. Применяя метод фокальных объектов, мы фиксируем несколько произвольно выбранных объектов для последующей работы. Предположим, среди таких объектов названы «диван», «змея», «телефон» и т. п.
У этих объектов выделены их свойства — «раскладывающийся» у дивана, «гибкая» у змеи, «звонящий» у телефона. Применив эти определения к детской площадке, получаем прообразы нестандартных идей: наша детская площадка — раскладывающаяся, гибкая, звонящая. Остается только развить эти определения в технические решения.
Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности. Он обеспечивает также перегруппировку и смещение ценностных структур, в результате чего возникает новая ценностная конструкция.
Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и неэффективны при точном целеполагании. ТРИЗ. Для развития инновационных способностей студентов может быть с успехом применена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная ЕС. Альт Шуллером в 1946 году и доведенная им в начале 60-х годов до технологии.
Прикладной характер имеют следующие концептуальные положения ТРИЗ:
1. Наилучшее решение задачи возникает тогда, когда выявлено и преодолено техническое противоречие (ТП).
2. Идеальный конечный результат (ИКР) состоит в том, что система сама должна обеспечить выполнение полезного действия, устранив при этом вредное действие.
Алгоритм решения изобретательских задач (АР ИЗ) включает:
• анализ задачи (переход от ситуации к модели задачи, выявление ТП);
• анализ модели задачи (учет имеющихся вещественно-полевых ресурсов и их системный анализ);
• определение ИКР и физического противоречия (ФП);
• мобилизацию и применение вещественно-полевых ресурсов (ВПР);
• применение информфонда (приемы, принципы разрешения противоречий, указатели эффектов);
изменения и/или замену задачи;
• анализ способа устранения ФП;
• применение полученного ответа;
• анализ хода решения.
В рамках ТРИЗ разработан оператор Размер—Время-Стоимость (РВС), который применяется с целью расшатать инерцию мышления при оперировании с жесткими ограничителями размеров, временных и стоимостных характеристик объекта. Это интересная техника для социального проектирования, где в качестве жесткого ограничителя применяется как раз триада названных характеристик.
Работа с оператором РВС осуществляется в следующем порядке:
1. Оцениваются имеющиеся характеристики размеров, времени, стоимости объекта.
2. Последовательно меняются эти характеристики, вплоть до использования явно абсурдных вариантов («время длительности конфликтной ситуации увеличивается до бесконечности» — «время длительности конфликтной ситуации уменьшается до нуля»).
3. Новые характеристики соединяются с практическими параметрами (в том числе — целевой установкой) решаемой задачи.
Применение оператора РВС помогает формировать реалистические оценки как имеющейся проблемы, так и путей ее решения.
Похожие статьи:
Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Значительное место в профилактике детского и семейного неблагополучия в республике отводится системе социального обслуживания семьи и детей, формированию оптимальной сети учреждений социального обслуживания, предоставляющих разнообразн ...
Семья - основа формирования государства
Основной единицей общества Огюст Конт считал семью, представляющую элемент социальной структуры, так как семья возникла как естественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются все общественные отношения: неравенства (наприме ...
Анализ полученных ответов
На первый вопрос анкеты утвердительно ответило 53,6% опрашиваемых родителей.
Представляют интерес намерения родителей в том случае если они узнают, что их дети потребляют спиртные напитки (2 вопрос).
Большинство понимают, что даже катег ...