Особенности пенсионного законодательства отдельных видов пенсионного
обеспечения на современном этапе развитияСтраница 1
Пенсионное законодательство в период социализма выполняло несвойственные ему функции привлечения рабочей силы на труд в неблагоприятных условиях, в районы Крайнего Севера, общеустановленный пенсионный возраст для отдельных категорий граждан наступал раньше до 10 лет. Происходящие в последние годы изменения в экономике (в частности, появление безработицы) привели к широкому распространению практики установления досрочных пенсий еще на два года раньше установленного пенсионного возраста, в том числе и льготного.
Все это обострило давно наболевшую проблему пенсионного возраста. Сегодня борются два противоположных фактора. С одной стороны, низкий пенсионный возраст приводит к увеличению нагрузки на экономически активную часть населения. Вместе с тем число работающих в народном хозяйстве стремительно падает, а количество пенсионеров в связи с процессом старения населения неуклонно растет, уровень пенсионного обеспечения постоянно снижается. С другой стороны, повышение пенсионного возраста ныне представляется безнравственным по причине низкой продолжительности жизни россиян по сравнению с развитыми странами.
Так как средняя продолжительность жизни у женщин значительно выше, чем у мужчин, представляется нецелесообразным сохранение льгот по снижению пенсионного возраста по признаку пола. На наш взгляд, понижение пенсионного возраста следует производить не безальтернативным решением, а при помощи стимулирования ухода на пенсию в более позднем возрасте путем увеличения основного размера пенсии. В предложенной правительством программе пенсионной реформы в РФ, в основу которой положена система условно - накопительных пенсионных счетов, найден, как нам кажется, оптимальный выход. Размер пенсии определяется в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни после выхода на пенсию. Появляется возможность, применяя поправочные коэффициенты, при помощи данного порядка исчисления пенсии учитывать состояние каждого гражданина при определении права на пенсию, стимулировать более поздний выход на пенсию.
Еще одно основание пенсионного обеспечения - инвалидность. Вначале пенсионное законодательство связывало понятие инвалидности только с определенным процентом утраты трудоспособности.
Система определения степени утраты трудоспособности предполагала учет приспособления инвалидов к занятию общественно полезным трудом и одновременно всесторонней охраны здоровья. Но такой метод не позволял глубоко оценить степень нарушения функций организма с позиций биологических и социальных факторов. Развитие понятия инвалидности в эпоху социализма осуществлялось по пути оценки утраченной только профессиональной трудоспособности и пригодности к дальнейшему труду.
Абсолютно не учитывалась социальная адаптация личности, возможность вести нормальную жизнь в обществе. Международное законодательство, напротив, вкладывает в понятие "инвалид" прежде всего возможность самостоятельного обеспечения полностью или частично потребности нормальной личной (социальной) жизни в силу недостатка, будь то временно или нет, физических или умственных способностей.
Именно так трактует термин "инвалид" п. 1 Декларации о правах инвалидов от 9 декабря 1971 г.
В российском законодательстве учет социальных факторов при определении инвалидности стал осуществляться лишь в 90-х годах. При установлении инвалидности теперь учитываются как утрата трудоспособности, так и существенные затруднения в жизни.
А впервые появившееся понятие "инвалид" учитывает степень ограничения его жизнедеятельности, под которым понимается прежде всего возможность нормального существования (самообслуживание, нормальное передвижение, общение, контролирование своего поведения), а лишь затем - занятие трудовой деятельностью[43].
При освидетельствовании в медико - социальной экспертной комиссии в отношении каждого инвалида разрабатывается карта индивидуальной программы реабилитации, в которую включаются не только мероприятия по медицинской реабилитации и обеспечению материально - техническими средствами, но и программы психологической, профессиональной и социально - бытовой реабилитации. Эти изменения весьма благотворно сказались на всем комплексе мер социальной защиты, предоставляемых инвалидам, в том числе и на пенсионном обеспечении. Тем не менее, несмотря на все весьма положительные изменения, пенсионное законодательство еще неадекватно отражает эти новые концептуальные положения. Так, если ограничение жизнедеятельности влечет за собой признание гражданина инвалидом даже третьей группы, то, очевидно, назначаемая пенсия должна учитывать не только остаточную степень его трудоспособности, но и его потребности в дополнительной социальной поддержке. Следовательно, уровень пенсионного обеспечения для этой категории инвалидов требует дополнительного медико - социального обоснования.
Похожие статьи:
Потребность в безопасности.
После удовлетворения основных физиологических потребностей наиболее актуальной для индивида становится потребность в безопасности. Более детально ее можно определить как потребность защищенности, стабильности, отсутствии страха, тревоги и ...
Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов — способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Э. Кунце («метод каталога»), в 50-е годы усовершенствован американским уче ...
Управление как социальная технология. Гуманитарная
технология
Перемещение центра внимания с управляющей системы на собственно процесс управления привело к тому, что управление стало рассматриваться как социальная (гуманитарная[1]) технология. В отличие от управленческих технологий, вызванных к жизни ...