Пожилого возраста как объект государст- венной социальной защиты. Теоретические представления о старении населения и пожилом
возрасте человекаСтраница 2
В теории социальной работы лица пожилого возраста (геронтогруппа) рассматриваются как специфическая социально-демографическая группа, со своими социально-психологическими особенностями, с тягой к ретрокультуре, с глубокой внутренней дифференциацией, определенным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долгожители), территориальные (горожане, сельчане), с различным общественным положением в допенсионном и пенсионном периодах.
В современной России быть пожилым – означает также относиться к группе социального риска и считаться потенциальным клиентом социальных служб и учреждений. В пользу последнего утверждения свидетельствуют и статистические данные, которые представляют следующий образ "обычного" пожилого человека – россиянина: скорее всего, это женщина в возрасте за 60 лет, пенсионерка с небольшой пенсией, проживающая в сельской местности.
Из ныне существующих социогеронтологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие.
1 Теория разъединения (Э. Камина и У. Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. В основе этой теории лежит принцип необходимого равновесия между продуктивным (молодым) и непродуктивным (пожилым) населением. В этой связи актуализируется межпоколенное отчуждение, согласно которому в процессе старения люди дистанцируются от молодого поколения, освобождаются от социальных ролей, связанных с трудовой деятельностью. В теории разъединения процесс отчуждения рассматривается как фатальная неизбежность и объективный процесс, когда люди старшего поколения уступают место молодым, способным более продуктивно трудиться. Эту теорию еще называют "теорией освобождения", потому что старение якобы "освобождает" пожилого человека-пенсионера ото всех обязательств перед обществом.
2 Теория эйджеизма, т.е. дискриминации, осуществляемой одними возрастными группами по отношению к другим, причем в наибольшей степени эйджеизм затрагивает именно пожилых граждан.
3 Теория активности выступает как альтернатива предыдущим и предполагает, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества. Согласно этой теории, общество вынуждает пожилых граждан расстаться со своими привычными ролями, ощутить утрату смысла жизни и свою ненужность в обществе. Для сохранения их самооценки и самосознания им необходимо предоставить посильные для них другие виды деятельности. Исполнение пожилыми людьми новых социально значимых ролей сохраняет их психологическое равновесие.
4 Теория субкультуры (А. Роуз), согласно которой культура становится стержнем, объединяющим граждан пожилого возраста, создает особую близость между ними и в то же время обосабливает их от других возрастных групп. Причем автор теории утверждает, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп. Пожилые люди рассматриваются как носители специфической субкультуры, представляющей собой систему особых ценностей, норм и стереотипов. Оформление этой субкультуры зависит от следующих факторов: от ограничений коммуникаций и общественных связей с другими социальными группами и от принадлежности к одной возрастной группе. Возрастная субкультура позволяет пожилым людям адаптироваться к новым условиям, формировать новые связи и отношения, перестроить свои психологические установки. В практическом плане А. Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.
5 Теория возрастной стратификации. Общество разделено на возрастные страты. Каждое старшее поколение обладает уникальным опытом, который невозможно повторить, однако отдельные элементы этого опыта могут использовать последующие поколения.
6 Психологические концепции старения рассматривают развитие человека на всем протяжении жизненного пути в аспекте необратимых возрастных изменений личности и сопутствующих социально-психологических негативных проявлений старения организма.
7 Теория интенциональности (Ш.Бюлер). Согласно этой теории, человек проходит пять фаз своего развития. Последняя фаза жизни (65-70 лет) характеризуется тем, что люди перестают преследовать цели, которые ставили в юности.
8 Эпигенетическая теория (Э.Эриксон) рассматривает развитие личности на всем протяжении жизни. Только в старости, по мнению Э.Эриксона, приходит настоящая зрелость, позволяющая человеку оценить предшествующий опыт и достижения. Этот полюс обозначен им как мудрость. На другом полюсе находятся старые люди, не реализовавшие себя, осознающие невозможность начать все сначала. Для социальной работы данная концепция полезна тем, что проблемы граждан старшего поколения рассматриваются в ней как определяемый возрастом особый психосоциальный кризис и объясняются по аналогии с конфликтами и фрустрациями предшествующих возрастных периодов.
Похожие статьи:
Нарушения социализации. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния
Социализация индивида" усвоение им социального опыта проходит по мере все более активного включения в многоплановые и разносторонние общественные отношения" по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром. Показат ...
Метод рядов динамики
Рядами динамики называются статистические данные, отображающие развитие изучаемого явления во времени. В каждом ряду динамики имеются два основных элемента: уровней ряда у (числовые значения показателей) и времени t (моментов или периодов ...
Структура потребностей
Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его д ...