Проблемное поле социологии искусства. Постановка проблемыСтраница 2
3) изменился человек - он не способен в принципе "раствориться" где-либо вообще - в природе ли, в космосе, в тайнах мироздания, наконец, в собственном мире тоже.
Эти обстоятельства, не отменяя важность социологии искусства как научной области, обращающейся к искусству духовному, ставят под сомнение ее реальные возможности — и теоретические, и эмпирические. Вернее другое: социология искусства, понятно, обращается к искусству, но, очевидно, что объект и субъект искусства давно изменились, а актуальный вопрос - как бытует современное искусство? — остается пока без должного ответа.
Социология искусства или никак не соотносится с наименованием специальности, по которой присуждают ученые степени в социологических науках — "социология культуры, духовной жизни" (а значит, составляет нечто большее, чем духовная жизнь, и едва ли не совпадает с концептуализацией искусства), или все же полностью включается в нее. Однако ситуация такова - заметных исследований по социологии искусства сегодня нет, они не проводятся. Это ли не доказательство сложного положения социологии искусства?
Смущает, по-видимому, социологов и явная художественно-смысловая центрация искусства. Категория художественности наименее близка точному эмпирическому взгляду, поскольку, возникнув в границах эстетики, отразила сложный мировоззренческий поиск человеком границ прекрасного, безобразного, трагичного, комичного и т.д. Кроме того, указанная категория претерпевала множество различных изменений и, в конце концов, получила целый ряд дополнительных коннотаций, не имеющих прямого отношения к социальному. Художественность соотносима с метафорикой, трансцендентным, мистериальным, символическим и т.д. Вместе с тем, символы художественного не могут полностью быть лишены социальной демаркации, более того - она постоянно напоминает о том, что художественный мир и есть мир социальный.
Художественность не должна рассматриваться в социологии искусства как явление, не значимое для выяснения особенностей формирования ценностей и норм различных социальных групп и субкультур. Может быть, такие исследования и не должны отличаться невниманием или же недооценкой роли художественного в концептуализации социальных смыслов и значений. Показательный момент возникает с "социальной оценкой" - очевидно, что задавать реципиенту вопрос "а что Вам нравится или не нравится в данном произведении искусства?" (ответы на который иногда поражают воображение из-за смены "эмоционального статуса" человека, более склонного к агрессии, психическим патологиям) в социологии искусства оказывается бессмысленным, не имеющим апелляции к "социальной оценке".
Именно по этой причине оценки искусства традиционно предпочтительнее со ссылкой на собственные личностные впечатления реципиента, которые лишь опосредованно соотносимы с социальными смыслами человеческого бытия. Но эта ситуация нравится/не нравится определенно "не социальна" - скорее объяснима в рамках эстетических и психологических позиций. В любом случае оценка искусства, прежде всего, личностно-определенна.
Для социологии, обращенной к искусству, важна не только его социальная оценка, но и его связь с социальной практикой носителей культуры. В этом смысле искусство полифункционально. Даже если не брать во внимание сложные ряды художественных образов и их полисмысловую наполненность, если рассматривать искусство как систему ценностей, определяемых не только самим творцом, но и обществом, которому он принадлежит, с которым идентифицирует себя (на чем строятся преимущественно исследования по эстетике и искусствоведению и что не следует отодвигать на третий план социологу), искусство духовное более рефлексивно, более эмоционально, наконец, более индивидуально и замкнуто. Задача исследователя чрезвычайно сложна - раскрыть "тайны" искусства. Но насколько приспособлен аппарат социологической науки к такому фронту работы — раскрывать тайны (коды) высоких материй? Вопрос, думается, остается открытым.
Другое дело - искусство институциональное, искусство как система потребительских "установок" на нравственность, духовность, технологичность эпохи и общества. В этом случае реалии социологического анализа таковы - "картина" бытования искусства формируется в плоскости массовой культуры; значит, в его развитии наиболее выраженной оказывается социальная детерминация; социокультурные функции искусства претерпевают серьезные изменения в сторону интеллектуализации человека и мира (почти в пику нравственным исканиям); каноны искусства - идеи, образы, художественный мир и т.д. утрачивают свой исконный смысл на службе человека, не понимающего искусство, не стремящегося его понять или все же не способного к этой деятельности — человека иного, социального.
Похожие статьи:
Анализ результатов и выводы
Для изучения значимости терминальных и инструментальных ценностей у мужчин и женщин мы использовали методику
"Ценностные ориентации" (М. Рокич).
Обработав результаты, мы внесли все полученные результаты в сводные таблицы и вычи ...
Методы социологических исследований
При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:
· Опрос (анкетирование и интервьюирование);
· Анализ документов (качественный и количественный);
· Наблюдение (не включенно ...
Теоретические аспекты отношений молодежи к здоровью. Молодежная
политика в области охраны здоровья
Молодежная \ политика в области здорового образа жизни разработана как инновационная часть молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических, организационных основ становления и развития молодых граждан, наиболее полну ...