Региональные
особенности самоидентификации современного студенчества. Основные направления
социокультурной самоидентификации студенчества в регионеСтраница 1
Для определения основных направлений социокультурной самоидентификации студенчества в Ставропольском крае была выбрана одна из мобильных в обществе социальных групп – студенты. Такой выбор продиктован, прежде всего, тем, что студенчество – наиболее активная и чувствительная к социальным инновациям часть молодежи. Наличие данных характерных черт студенчества обусловлено такими особенностями молодого возраста, как неустойчивость ценностных установок, отсутствие окончательной сформированности характера, лабильность, более высокая (по сравнению со старшими возрастными группами) реактивность в отношении перемен, происходящих в социокультурной среде. В то же время именно студенчество обладает тем набором социальных показателей (образованность, социальная активность, проживание в больших городах, сравнительно высокая материальная обеспеченность, молодой возраст и др.), которые обеспечивают более высокую адаптивность и инновативность данной социальной группы в трансформирующихся условиях. www.pclever.ru
Объектом исследования были студенты вторых и третьих курсов очной формы обучения, обучающиеся в ряде вузов г. Ставрополя на бюджетной или коммерческой основе. Опрошенные студенты учились на различных отделениях гуманитарного и технического направлений.
Прежде чем приступить к анализу основных направлений социокультурной самоидентификации студенческой молодежи в Ставропольском крае, следует отметить, мы сочли целесообразным сначала проанализировать шесть определенных нами направлений социокультурной самоидентификации, а затем, более детально и подробно на основе сводных данных из предложенных анкет составить представление о социокультурной самоидентификации студента, используя методику самоописаний М. Куна и Т. Макпартленда: Я сам (персональная идентификация) и Я в группе (социальная идентификация).
Согласно полученным результатам нами были выделены следующие направления социокультурной самоидентификации студенчества.
1.Социальная самоидентификация – позволяет судить о самом себе как носителе определенных социальных ролей:
– Я студент;
– Я человек;
– Я личность;
– Я гражданин России.
Социальная самоидентификация предполагает соотнесение себя с определенными социальными группами, или по оказывающем этими группами влиянием на личность. Нами была поставлена задача, определить, с какой из предложенных позиций согласен респондент. В процессе интервью мы предлагали пополнить список представленных социальных идентификаций.
Результаты социальной самоидентификации студентов Ставропольского края отражены на рисунке 1.
Из диаграммы видно, что 43 % (большинство) опрошенных отнесли себя к студентам. Данный результат весьма предсказуем, поскольку нашими респондентами являлась студенческая молодежь. По мнению ряда исследователей, самоидентификация со студенчеством носит временный характер и не выражается самоидентификацией с обществом.
С позиции общественных интересов это можно квалифицировать как идентификационный кризис, в личностном аспекте – адаптацией в состоянии аномии, расхождения официальных идеалов и реальных практик. Короче говоря, молодые люди отождествляют себя со студенчеством как функциональной группой, не обязывающей к проявлению социальной активности. Можно отметить, что и в вузе не дебатируется вопрос о реализации активности студентов: здесь присутствует синдром «аполитичности» и привычка руководствоваться административным контролем, который лучше воспринимается индифферентной частью студенчества, конформистами и ритуалистами[105].
Похожие статьи:
Отношение общества к
гомосексуализму
Отношение общества к гомосексуализму в различные эпохи было разным. Американские социологи, изучая 195 мировых культур, определили, что только в 14% от их числа мужчины и в 11% женщины отвергают гомосексуальность. Описано ритуальное испол ...
Основные социальные функции семьи
Специфика семьи как социального института обусловлена выполнением ею ряда функций. Назовем основные:
Репродуктивная и генеративная функция заключается в рождении детей и продолжении человеческого рода, что является не только биологически ...
Цели оказания государственной социальной помощи.
Право на получение. Порядок её назначения и отказ от неё.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
1 поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российско ...