Социально-правовая защита как условие постинтернатной адаптации и
последствия содержания детей в сиротских учрежденияхСтраница 3
Выпускники интернатных учреждений при трудоустройстве имеют льготы. За счет средств предприятия, учреждения, организации любой формы собственности они обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, а также единовременным денежным пособием в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Однако взамен одежды, обуви и оборудования по желанию выпускников им может выдаваться или перечисляться на их счет в Сбербанке России денежная компенсация. При трудоустройстве после окончания ПУ, техникума, вуза за счет средств учебного заведения ребенок-сирота получает единовременное пособие в размере не менее пяти минимальных размеров оплаты труда.
Проведенные исследования показывают, что многие выпускники интернатных учреждений не имеют сведений о правах, в том числе и о льготах, которые им предоставляет государство [9 с. 117].
Продолжающееся содержание тысяч детей в учреждениях России из года в год отражает неизменность той точки зрения, что эта форма является хорошим способом воспитания детей и обеспечивает их полноценное развитие. Однако последствия такого воспитания явно неудовлетворительны.
Жизненный путь ребенка в интернатном учреждении в значительной мере предопределен и стабилен на всем протяжении от поступления до выпуска. Негативное влияние воспитания в этих учреждениях на психическое развитие детей признается многими. Жизнь в условиях материнский депривации формирует особый тип личности. Эти дети не хуже и не лучше воспитывающихся в семье, это просто другие дети. Ученые говорят о своеобразном, нетипичном пути развития «интернатных» детей, «особой личности направленности, которая будучи последовательно реализованной до конца, может на последующих возрастных этапах привести к формированию специфичной «закрытой» личности»[5 с. 67]
Процесс социальной адаптации сирот-выпускников можно скорее охарактеризовать как дезадаптивную. Выпускники интернатных учреждений чаще своих сверстников, проживающих в семьях, оказываются участниками или жертвами преступлений, испытывают трудности в создании семьи, поисках работы (и легче ее теряют), более склонны к делинквентному поведению, чаще становятся жертвами суицида. Изменение социально-экономических условий в стране привело к еще большему обострению проблемы постинтернатной адаптации выпускников.
Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и в большинстве случаев покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений. Анализ сведений о детях, содержащихся в учреждениях и выбывших из них, показал, что 85% таких детей планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получении среднего или высшего образования. В качестве иллюстрации негативного воздействия содержания в детских учреждениях на способности детей можно привести тот факт, что примерно 63 тыс. (или 35%) из 180 тыс. российских детей, оставшихся без попечения родителей, содержались в специальных учреждениях для детей-инвалидов [41 с. 253].
На протяжении последних 10 лет предпринимались попытки улучшить условия содержания в учреждениях и применяемые модели воспитания, в особенности в детских домах, путем уменьшения среднего количества детей в одном учреждении и замены существующих моделей воспитания на индивидуальный и приближенный к семейному подход. Однако, несмотря на то что, по неофициальным сведениям, персонал предан делу и есть многочисленные примеры хорошего ухода, применяемые методы все еще делают основной упор на удовлетворении физических потребностей детей и образовании (или "исправлении" дефектов в случае с детьми-инвалидами). Ряд статей, опубликованных в российских средствах массовой информации в последние годы, дает многочисленные примеры низкого качества физического и психологического ухода; отсутствия развивающего воспитания; жесткого режима и дисциплины; тенденции к изоляции детей от общества, родителей и родственников (дети часто изолируются от всех внешних контактов из страха перед инфекционными заболеваниями. С другой стороны, в обществе бытует отношения неприятия совместного времяпрепровождения детей из обычных семей и детей из детских учреждений, этому часто мешают клеймо «детдомовец» и связанные с ним предрассудки); упора на общественное в противовес индивидуальному (в российской литературе это явление называется «казарменной психологией); недостаточности и низкого уровня подготовки детей к жизни вне учреждения; жестокого обращения (Статья 19 Конвенции ООН о правах ребенка гласит, что «Государства - участники должны принимать все необходимые меры по защите ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребления со стороны родителя(ей), законного опекуна(ов) или любого другого лица, заботящего о ребенке») и т.д. По результатам обследования детей из учреждений, 35% из тех детей, кто убегал из учреждений, делали это из-за «сурового режима» [20 с. 6].
Похожие статьи:
Многомерный статистический анализ
Многомерный статистический анализ - раздел статистики математической, посвященный математическим методам, направленным на выявление характера и структуры взаимосвязей между компонентами исследуемого многомерного признака и предназначенным ...
Организация работы районных (городских) органов социальной защиты
населения. Основы научной организации труда
в системе социальной защиты населения.
В
нашей стране проделана и ведется значительная работа по созданию условий, обеспечивающих успешное применение в народном хозяйстве принципов научной организации труда (НОТ); создана государственная система планирования мероприятий по на ...
Динамика численности населения в мире
Рассмотрение общих вопросов воспроизводства населения и демографического перехода позволяет лучше понять динамику численности населения мира. В основных чертах она соответствует историческим типам воспроизводства и фазам демографического ...