Опыт решения проблем детской беспризорности в 20-е - 30-е годы ХХ века
Актуальность исследования определяется необходимостью учитывать историческое прошлое страны, в том числе и педагогический опыт, чтобы научится решать свои задачи новыми приемами сегодня.
В последнее время часто упоминают о том, что ситуация с беспризорниками и безнадзорными детьми на современном этапе имеет большое сходство с ситуацией в 20 – 30-е годы ХХ века. Изменились только причины такого положения. Если в 20 – 30-е годы причинами увеличения числа беспризорных детей были такие явления, как гражданская война и голод, то сегодня в основе этого неблагоприятного для нашего общества процесса лежат такие факторы, как:
- кризисные явления в семье (нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей);
- асоциальный образ жизни ряда родителей; падение жизненного и культурного уровня населения;
- ухудшение условий содержания детей в семьях; педагогическая безграмотность родителей;
- распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу;
- коммерциализация сферы образования и культуры.
Беспризорные дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением.
И, наверное, самое страшное из всего этого то, что все большее количество детей становится сиротами при живых родителях.
Вот некоторые данные о детях-сиротах и беспризорниках на 2001 год:
В России около 2 миллионов уличных безнадзорных детей. При этом практически отсутствуют социальные службы, призванные работать с семьями, откуда дети убежали, с администрацией школ, откуда их отчислили, организовывать альтернативные формы учёбы, досуг и т.п. Зато немало учреждений ведомственной подчинённости, куда детей "складывают" на время, а получается – навсегда, поскольку детям кроме улицы деваться больше некуда. Приют, кризисный центр временного пребывания и т.п. превращаются фактически в ещё один детский дом; и чем больше их открывать, тем больше будет в них потребность.
Дети-сироты. Сейчас в России около 600 000 детей-сирот (из них 95% - социальные сироты, т.е. дети, родители которых живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Согласно официальным данным, из 15000 детей - ежегодных выпускников сиротских учреждений России - в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами и 1500 - кончают с собой [22,с.240].
Социальные кризисы 20-х – 30-х годов 20-го века привели к увеличению общего количества беспризорных и безнадзорных детей на улицах, этот неблагоприятный процесс способствовал развитию системы детских домов, становлению системы воспитательной работы с особой категорией детей: детей-сирот, детей, лишившихся попечения родителей.
Объектом исследования является защита прав детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей в 20-е – 30-е годы ХХ века.
Объектом работы являются беспризорные дети.
Предметом работы является опыт решения проблем детской беспризорности.
Цель работы: рассмотреть и оценить опыт решения проблем детской беспризорности в 20-е – 30-е годы ХХ века.
Задачи работы состоят в рассмотрении определения детской беспризорности, предыстории проблемы и причин возникновения беспризорности, рассмотрении способов решения проблем детской беспризорности и форм работы с беспризорными и безнадзорными детьми в 20 – 30-е годы.
- Опыт решения проблем детской беспризорности 1920-1930 г.г.. Определение детской беспризорности.
- Предыстория проблемы и причины возникновения беспризорности.
- Способы решения проблем детской беспризорности.
- Борьба с беспризорностью и формы работы с беспризорными и безнадзорными детьми в 20 – 30-е годы
- Заключение.
Похожие статьи:
Теоретические аспекты организационно-административной работы. Понятие
социальной зашиты населения Российской Федерации.
Социальная защита населения в широком смысле этого понятия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями п ...
Проблема суицидального поведения современной молодежи
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» – иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо все ...
Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста
Главной особенностью становления системы социального обслуживания населения (в т.ч. семьи и детей) является формирование ее составляющих подсистем на нескольких уровнях: федеральном, региональном и местном.
Управление социальным обслужив ...