Социальные проблемы семьиСтраница 2
Жизнь каждой семьи, каждого ребенка своеобразна и уникальна. Дети, развитие которых отличается от общепринятой нормы, считаются нетипичными. Это могут быть либо одаренные дети, либо дети с ограниченными возможностями в здоровье. Последние имеют определенные трудности в результате заболевания, неприспособленности внешней среды к их особым нуждам. И именно такие дети, нуждаются не только в современной медицине, восстановительных центрах, а, прежде всего в семье, ведь осознание каждым ее членом своей роли в воспитании такого ребенка, создает ту мягкую и жизненную необходимость для малыша среду нормального развития и взросления. По выражению американского психолога Сальвадора Минухина, «Дорога – это то, как ты идешь по ней». Сам факт рождения «нестандартного» ребенка может повлечь за собой глубокие психологические переживания, нередко приводящим к тяжелым депрессивным состояниям и, как следствие, распаду семьи. Стратегия поведения семьи в случае появления ребенка-инвалида связана, прежде всего, с жизненной философией самой семьи: «Это наш ребенок, мы его любим и вместе поможем ему пройти все трудности». Другой вариант звучит приблизительно следующим образом: «То, что случилось – это судьба, от судьбы не уйдешь, ничего исправить нельзя». Причина этой пассивности зачастую кроется в нежелании родителей заниматься проблемами своего ребенка, что, кстати, является следствием психологических или социальных факторов. В качестве иллюстрации к сказанному могу привести пример: Сережа Ш., тяжело болен ДЦП, передвигается при помощи вспомогательных средств, воспитывается только матерью. Как только мать мальчика поняла, что у сын серьезные проблемы со здоровьем, сразу уволилась с работы и полностью посвятила себя сыну. По мере взросления ребенка очень мягко и тактично объясняла ему, что, несмотря на то, что он выглядит не так, как другие, тем не менее, ничем не отличается от сверстников, и время проявить ему себя еще придет. Мать бережно поощряла любую заинтересованность мальчика: он неплохо рисовал, лепил из пластилина, а позже – из глины, изучал английский язык в качестве дополнительного образования. Кстати, имея показания к обучению на дому, с первого класса посещал общую школу, совершенно естественно был принят сверстниками, имел друзей, хорошо учился в школе. Таким образом, именно мудрый подход матери к проблемам своего сына в дальнейшем научил его принимать жизнь такой, какая она есть, полноценно воспринимая все ее радости и горести.4
По этому семья выступает в качестве социального института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных, а важнее всего, объединять своих членов чувством любви, общности и давая возможность делиться с другими трудностями и радостями жизни.
Сущность семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи является репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:
- ростом числа малодетных семей;
- приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;
- тенденции к отделению молодых семей от родительских;
- увеличение доли семей с одним родителем в результате, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.
Отсутствие продуманной государственной политики социального обслуживания семей и детей приводит к нежеланию женщин иметь детей. Сегодня только в трех регионах Ингушетии, Тыве, и Дагестане, коэффициент рождаемости превышает тот, который нужен воспроизводства поколения – 2,1, в то время как в Москве он составляет 1,19, а Санкт-Петербурге – 0,95.
Сложной проблемой, существенно подрывающей здоровье женщин, остается прерывание беременности. Если в Англии на 1000 миллионов женщин детородного периода приходится 12 абортов, а в Голландии всего5, то в России - 60. из 35 миллионов россиянок в юном детородном расцвете сил 7 миллионов бесплодны. Увеличивается с каждым годом количество брошенных детей сегодня в России их насчитывается 600 тысяч и 2 миллиона 3000 тысяч беспризорников, у 90% которых есть родители.
Похожие статьи:
Ключевые категории сущности социальной работы
Определение сущности социальной работы связано со следующими ключевыми категориями: социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальное обеспечение. Значения этих терминов образуют содержательную характеристику со ...
Факторы риска
Группу причин, объективно существовавших до момента создания семьи, называют факторами риска, так как наличие их в период добрачного знакомства уже таит в себе опасность будущего развода.
Факторы риска связаны как с личностью человека, е ...
Правила и методы деятельности группы
Правила и методы работы предназначены для того, чтобы придать определенную структуру беседам и событиям в группе самопомощи. Они способствуют концентрации внимания на одной определенной теме и индивидуальных желаниях. Применение этих мето ...