Функции и основные параметры современной семьиСтраница 3
Нервозность, отсутствие бытовых удобств, постоянная раздражительность, грубость, ссоры, распри, забота только о собственном комфорте, отсутствие милосердия у членов семьи приводят к негативному эмоционально-психологического микроклимата. Такие жизненные условия супругов, а также детей предопределяют депрессивные состояния, эмоциональное перенапряжение, дефицит позитивных эмоций, стрессовые ситуации. К последним могут приводить неумение рационально решать материально-экономические и жилищно-бытовые проблемы, сексуальная дисгармония, конфликтность, прогрессирующее на основе алкоголизма, аморального поведения, наличия у членов семьи таких качеств личности, как ревность, чрезмерная обидчивость, эгоизм, нежелание жертвовать собственными интересами, удобствами ради ближнего.
В последнее время в семьях, особенно молодых, наблюдается много разводов. В условиях социально-психологического стресса молодежь по сути не подготовлена ни морально, ни материально к созданию семьи, не желает иметь детей. По статистическим данным, в Украине распадается каждый второй-третий брак. Однако в отдельных регионах процесс разводов имеет свою специфику. Например, в Житомирской области в 1-4 местах 1994 распалось 80 процентов браков, в Крыму - 65,5 процента, на Кировоградщине распадается треть молодых семей, живущих вместе до пяти лет; в Донецкой области за последние 2 года зарегистрировано 82298 браков, а распалось за этот период - 54193. Такая же картина наблюдается на Полтавщине и в других регионах Украины, причем цифры постоянно растут.
Кроме того, стали распространенными деформированные брачно-семейные процессы: молодежь не хочет официально регистрировать брак, рожать детей, откладывая это до лучших времен. Все эти явления приводят к росту числа внебрачных детей среди очень молодых матерей. Их в Украине родилось в 1993 г. 13,0 процентов в городах и 12,8 процента - в селах. Следовательно, растет число детей рожденных вне брака, в том числе у несовершеннолетних матерей.
Увеличивается количество неполных семей, дети в таких семьях не имеют должного материального обеспечения. Кроме того, воспитание ребенка одним из родителей, преимущественно матерью, негативно отражается на формировании личности как мальчика, так и девочки (2).
В нормальной, благополучной семье все проблемы, как правило, имеют рациональные способы решения, не затрагивая интересы любого из ее членов: каждый имеет свои свободы, возможности удовлетворять собственные потребности. Дезорганизация брачно-семейных отношений приводит к снижению социальной активности человека, сказывается на ее работоспособности, ухудшает состояние психического и физического здоровья, негативно влияет на процесс семейного воспитания, увеличивает количество детских заболеваний, способствует формированию раннего девиантного поведения, невротических, психосоматических расстройств, увеличению суицидных поступков.
Распадение браков способствуют не только сложные материально-экономические и жилищные условия семьи, но и медико-социальная, социально-психологическая и психолого-педагогическая неподготовленность молодежи к семейной жизни, неумение рационально решать семейные проблемы и предотвращать конфликтные ситуации, отсутствие правовых, юридических, медицинских, экономических, сексологических, наркологических и психолого-педагогических знаний, необходимых для молодых супругов.
Воспитательная функция заключается в передаче детям взрослыми членами семьи социального опыта. Правильное семейное воспитание развивает способности, здоровые интересы и потребности ребенка, формирует правильное мировоззрение, позитивное отношение к труду, способствует прививанию гуманных моральных качеств, пониманию необходимости придерживаться правовых и моральных норм жизни, поведения, что способствует развитию физического совершенства детей, укреплению их психического здоровья, выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Эта функция - одна из важнейших. Ее цель - передать подрастающим поколениям в процессе вхождения в систему общественных отношений социального опыта, знаний, ориентаций, норм и ролей, умений и навыков, необходимых для моральной жизнедеятельности. Успех воспитания зависит от воспитательного потенциала семьи, который в свою очередь зависит от ее материальных и бытовых условий, численности и структуры семьи, взаимоотношений, которые складываются между всеми членами семьи, личного примера родителей, их педагогической культуры, специфики самого процесса семейного воспитания.
Похожие статьи:
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Система расселения и строительства жилья в Калужской области
Система расселения
Количество земельных участков
Площадь земельный участков, га
Дополнительный ввод жилья, тыс.кв. м.
Калужская
23 ...
Опыт патронатного воспитания в Ярославской области
Как уже было отмечено, в Ярославской области имеет свою законодательную базу по системе патронатного воспитания – Закон Ярославской области "О формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской обл ...
Социальное неравенство и неравномерность доходов. Социальное
неравенство
Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной истории человечества. Не смотря на то что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членов общества, ...