Функции и основные параметры современной семьиСтраница 4
Социальная ситуация, в которой находится современная молодая семья, приводит к тому, что, воспитывая детей, родители сталкиваются с целым рядом проблем. Учитывая то, что обществом ставится задача усилить семейное воспитание, школа и социальные службы должны помогать семье в создании нормальных психолого-педагогических и эмоционально-нравственных условий для полноценного воспитания детей, развития их познавательных интересов, физического совершенствования, нормального общения с родителями и другими членами семьи, в приобретении родителями умений, необходимых для решения сложных проблем семейного воспитания. Требование современного общества улучшить качество семейного воспитания и повысить ответственность родителей за воспитание детей часто сталкивается с проблемой материальной необеспеченности семьи, сосредоточенности родителей на поисках средств для того, чтобы, прежде всего, обеспечить их нормальным питанием, одеждой, то есть удовлетворить физические потребности ребенка. Вследствие этого духовное развитие ребенка остается часто без внимания родителей, на него не хватает уже ни сил, ни времени.
Кроме того, семья нуждается в помощи и в вопросах общения с родителями, родственниками, особенно с теми, с которыми она вместе проживает. В результате роста количества разводов, нестабильности и деформации брака социальной помощи нуждаются семьи, которые не в состоянии обеспечивать должный уровень семейного воспитания и в которых создаются предпосылки для негативного направления в формировании личности ребенка. Это так называемые неблагополучные семьи, где родители злоупотребляют спиртным, ведут аморальный образ жизни; неполные семьи; семьи, где между родителями, родителями и детьми имеют место постоянные конфликты; семьи с низким морально-культурным уровнем родителей; внешне благополучные семьи, то есть семьи, где при нормальных экономически-бытовых условий и наличия обоих родителей складываются неблагоприятные условия для воспитания детей вследствие педагогической необразованности и низкой педагогической культуры родителей, причем, педагогические ошибки родителей носят стабильный характер. Поэтому встает задача о подготовке родителей к качественного выполнения родительских обязанностей.
Социальной, педагогической и психологической помощи нуждаются также семьи группы риска, к которым на данном этапе развития общества мы относим многодетные семьи, одиноких матерей, несовершеннолетних матерей, семьи с детьми-инвалидами, родителями-инвалидами, малообеспеченные семьи.
Рекреативная функция семьи - это организация свободного времени и отдыха семьи. Рекреативная деятельность семьи осуществляется в будние и выходные дни, а также во время отпуска. Она выполняет роль сохранения семьи как целостной единицы, укрепляет семью, закрепляет лучшие традиции, имеет большое значение в воспитании детей, эмоциональном единении супругов. Кроме того, эта функция имеет значение для развития интересов и потребностей личности, выполняет культурную роль, формируя, развивая и воспитывая культурные, моральные и, духовные ценности и нормы. В стабильной семьи эта функция постоянно трансформируется и развивается. В дезорганизованный семьях эта функция по сути разрушается или выполняется частично. Это наблюдается и в повседневной жизни, когда члены семьи возвращаются домой с работы. В этот период свободное время семьи предназначенный для восстановления физических, моральных и эмоциональных сил, потраченных в течение трудового дня. Помимо восстановления потраченных сил, человек должен позаботиться о своем духовном и интеллектуальное развитие. И очень важно, чтобы это касалось каждого из супругов и детей. Во время отпуска почти все время можно посвятить досугу, что может больше способствовать развитию личности.
Проблема реализации рекреативной функции молодой семьи заключается в том, что сейчас ограничены условия для рационального проведения свободного времени. Ведь финансовые проблемы, о чем мы уже упоминали, не дают возможности посещать кино, театры, концерты, выставки, музеи, кафе и рестораны, реализовывать свои потребности в отдыхе, оздоравливать семью в санаториях, домах отдыха, на море, отправлять детей в летний лагерь, путешествовать. Самый реальный способ отдыха - поехать к родителям в село, родственников или знакомых. Следовательно, семья имеет очень ограниченные возможности для духовного развития своих членов. Неудовлетворительные жилищные условия современной молодой семьи и вынужденность проводить свой досуг в основном дома могут приводить к раздражительности, негативного стереотипа поведения в семье.
Похожие статьи:
Наблюдение
К нему социологи прибегают ещё реже.
Считается, что прародиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология – наука о дописьменных культурах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимо ...
Сила и слабость в информационный век
Технологический прогресс (прежде всего — стремительное распространение ИКТ) существенно меняет представления о государственной мощи и балансе сил. Современные технологии позволяют сильным международным акторам увеличить свою мощь, оптимиз ...
Общественное мнение в современной России
В России действуют более двух десятков центров изучения общественного мнения. Но на виду и на слуху миллионов людей (телезрителей, радиослушателей, читателей массовых печатных изданий) практически шесть: Всероссийский центр изучения общес ...