Пресс-конференция как коммуникация: ее структура и
спецификаСтраница 1
Для пресс-конференции, как коммуникации особо важны три составных компонента констатация, интерпретация и вопрос.
Констатация, как коммуникативное намерение, представляет собой закрепление определенного фактора, позволяет убедиться в росте мыслительных операций, необходимых для актуализации других коммуникативных намерений.
В данном случае главными коммуникативными намерениями выступают необходимость публичной передачи определенной информации, привести слушающих к определенной интенции – цели выступающего.
Коммуникативное намерение (задача) – это в свою очередь, тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели, стратегического результата пресс-конференции, как коммуникативного акта. [7]
Интерпретация - реализация смысла некоторого синтаксически законченного текста, представленного на конкретном языке. Выступающие или выступающие на конференции закрепив факт и иные части информации, могут интерпретировать их по-своему с той же коммуникативной целью.
Вопросы же исходят от аудитории, обеспечивая диалогичность межличностного коммуникативного акта.
В свою очередь коммуникативный акт имеет свои составляющие и свою структуру. Среди составляющих можно выделить коммуникатора, информации, коммуниканта, средств коммуникации и результатов обратной связи.
Структура коммуникации в ходе пресс-конференции включает как невербальные аспекты выступления, так и вербальное послание.
Невербальные средства коммуникации - средства общения, включающие:
- первичные языки: система жестов, отличная от жестового языка глухонемых, пантомима, мимика;
- вторичные языки: азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования. [8]
На пресс-конференции участники принимают различные позы, использую жесты и мимику. Жест могут как дополнять и заменять речь, там и сопутствовать ей, отражать эмоциональное состояние человека, усиливая эффект от сказанного.
По своей сути пресс-конференция – это встреча журналистов с представителями организаторов (государственных учреждений, общественно-политических организаций, коммерческих структур), цель которой - предоставить СМИ фактографическую, проблемную и комментирующую информацию о предоставляемом событии, явлении, проекте и пр. Пресс-конференция предполагает авторитетность источника новостей (ньюсмейкера), получение информации «из первых рук», возможность проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов.
Коммуникантами в данном случае выступают участники пресс-конференции и аудитория, задающая вопросы и выслушивающая ответы. Коммуникаторы же, представители организаторов, как правило, не ставят вопросов в ходе обмена информацией, а лишь отвечают на них.
Вербальные средства коммуникации включают устную и письменную речь. На пресс-конференции они комбинируются, выступающие могут письменно подготавливать текст своего устного выступления.
При этом выстраивается своеобразный коммуникативный цикл.
Коммуникативный цикл — завершающий процесс коммуникативного обмена, начиная от возникновения намерения (интенции) к высказыванию и кончая получением обратной связи о его понимании адресатом и коррекцией первоначального сообщения.
В данном случае организатора пресс-конференции имеют интенцию донести до аудитории определенную информацию. С этой целью они готовят выступление, содержащие констатацию фактов и их интерпретацию. Когда эта информация при помощи вербальных и невербальных средств доходит до коммуникантов, они проявляют обратную реакцию виде вопросов. Ответы на вопросы также содержать информацию, которая в последствии сохраняется и передается коммуникантами, которые превращаются в коммуникаторов в следующем коммуникативном цикле при помощи различных способов.
По своему типу и специфике пресс-конференция относится к массовой коммуникации.
Основные параметры, отличающие массовую коммуникацию от групповой – количественные. В то же время, вследствие значительного количественного превосходства (увеличение отдельных коммуникативных актов, каналов, участников и т.п.) создается новая качественная сущность, у коммуникации появляются новые возможности, создается потребность в особых средствах (передача информации на расстояние, скорость, тиражирование и т.п.).
Выделим следующие общие условия функционирования массовой коммуникации (по В.П. Конецкой, с изменениями):[9]
Похожие статьи:
Основные направления и формы помощи женщинам,
испытывающим насилие в социальных службах
В России функционирует комплекс кризисных центров и отделений социально-реабилитационных центров, куда женщина может обратиться в трудной жизненной ситуации[14].
Главной целью деятельности данных учреждений является оказание специализиро ...
Политика и стратегия формирования оплаты труда
В 60-е годы политика солидарности в установлении заработной платы в основном была направлена на то, чтобы сократить различия в ее размере для работников приблизительно одного уровня подготовки и умений, занятых в различных производственны ...
Сущность и содержание социальной терапии
Как известно, в медицине широко применяются различные виды терапевтического лечения: лекарственные средства, физиотерапия, фитотерапия, мануальная терапия и многое другое. Наряду с использованием традиционных методов делаются попытки найт ...