Структура культурыСтраница 1
Уорд Гуденау, антрополог, включил в культуру четыре вида элементов:
1. Понятия (концепты)
. Они содержатся в языке, и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Немцы проводят различие между принятием пищи человеком (essеn) и животными (fressen), в то время как в английском языке для этого существует лишь одно слово — "eat".
2. Отношения.
Если понятия описывают мир (то из чего он состоит), то отношения - это определенные представления о том, как эти части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению.
3. Ценности
- разделяемые всеми убеждениями относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Индивиды могут выбирать - разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации
. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
Т.о., ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
Идеи, лежащие в основе ценностей, служат основой знания. Знание- достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания - специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.
На противоположном полюсе находятся мифы. Миф
- фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советские люди - в светлое коммунистическое будущее.
Верование -
убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Верование - утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.
4. Правила и нормы
Похожие статьи:
Сущность понятия патронатного воспитания. Понятие патронатного воспитания
Патронатное воспитание – форма устройства ребенка в семью при обязательном разграничении прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между патронатным воспитателем и уполномоченной организацией органа опеки и попечител ...
Анализ основной и вспомогательной литературы
Изучая проблему подросткового алкоголизма и его причины в теоретическом плане была изучена литература, которая помогла мне при написании данной работы.
Так, книга Бородина ,с, «Алкоголизм. Причины, следствия, профилактика» рассматриваетс ...
Ход и результат исследования. Разработка рекомендаций по совершенствованию
профилактической работы с подростками в школе
Наркомания и токсикомания – проблемы преимущественно подростковые, так как приобщение личности к наркотическим и токсическим средствам обусловлено в определенной степени особенностями ее физиологического и психического развития. Это время ...