Сущность понятия патронатного воспитания. Понятие патронатного воспитанияСтраница 1
Патронатное воспитание – форма устройства ребенка в семью при обязательном разграничении прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между патронатным воспитателем и уполномоченной организацией органа опеки и попечительства. Смысл введения этой формы устройства – это необходимость обеспечить профессиональную работу с ребенком и семьей как до, так и после помещения ребенка в семью.
В России патронат стал известен со времен Екатерины П, также он активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся без попечения родителей.
Толковый словарь Даля дает такое определение понятию "патрон" – покровитель, заступник, или благодетель.
В развитых странах благодаря широкому распространению этой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют детские дома.
Первая экспериментальная площадка по устройству детей в патронатные семьи в России начала работать в 1994 году на базе Детского дома № 19 г. Москвы. За годы работы созданы уникальные технологии обучения и сопровождения патронатных воспитателей, сотни детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются не в стенах детского дома, а в любящих и профессионально подготовленных семьях.
В настоящее время патронат широко распространяется по всей России: в Москве, Московской, Пермской, Владимирской, Новгородской, Курганской, Читинской, Ярославской областях, в Архангельске, республике Карелия, в Башкортостане, Калининграде и других регионах.
Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.
Опыт работы детского дома № 19 г. Москвы переняли уже более 20 регионов России. Во многих из них идея патронатного воспитания была поддержана местными властями, в таких случаях патронат распространялся активно и дал хорошие результаты. Уже сегодня в России есть территории, с которых не поступает новых детей в казенные учреждения – все они устраиваются в семьи. Пока это совсем небольшие территории, например, Центральный округ города Москвы. Однако хочется верить, что за патронатным воспитанием – будущее, и настанет день, когда детские дома исчезнут навсегда.
Так что же дает патронатное воспитание семье и ребенку? Почему оно является наиболее перспективной формой устройства детей-сирот?
Для патронатных воспитателей патронат это:
1. специальные подготовительные занятия, на которых родители узнают, как воспитывать ребенка, не рожденного в их семье; получают необходимые для этого навыки; реально оценивают свои возможности; понимают, для какого ребенка их семья подойдет наилучшим образом;
2. помощь и поддержка государства, благодаря которой ребенок сохраняет льготы, положенные воспитаннику детского дома (право на льготное поступление в учебное заведение, на получение жилплощади по достижению 18 лет и пр.), а родители получают пособие на его воспитание;
3. трудоустройство, то есть с родителями заключается трудовой договор, по которому родитель становится сотрудником детского дома, получает небольшую зарплату, ему идет трудовой стаж и предоставляется отпуск;
4. постоянная помощь высококвалифицированных специалистов, которая заключается в том, что в любое время родители могут обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Они помогут решить любые вопросы – юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.;
5. получение новой профессии и профессиональный рост, посредством посещения тренингов на "горячие" темы – "Я воспитываю подростка", "Идем в школу", тренинг родительских навыков "Я воспитываю ребенка" и т.д. Получая опыт, патронатный воспитатель может стать настоящим профессионалом в деле воспитания детей, и, возможно, найти не только ребенка для себя, но и свое призвание в жизни.
Для ребенка, оставшегося без родителей и приходящего в новую семью, патронатное воспитание это:
1. возможность, независимо от статуса, возраста и сроков пребывания, воспитываться в любящей семье, а не в детском доме, то есть ребенок может быть помещен в патронатную семью, несмотря на то, что у него есть кровные родители, которые не отказались от него, и, несмотря на взрослый возраст;
Похожие статьи:
Аналитическая группировка
Для анализа структуры и дифференциации районов Калужской области по коэффициенту демографической нагрузки (старше трудоспособного возраста) на 1000 человек проведём аналитическую группировку районов по этому показателю. Аналитическая груп ...
Конфликтные семьи
В таких семьях дети десоциализируются, влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения, как это бывает в "алкогольных" семьях, а косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отноше ...
Молодежь современной России: ценностные
приоритеты
Современной молодежи сегодняшняя жизнь в России нравится гораздо больше, чем их предшественникам. Об этом, в частности, говорят почти две трети (64%) представителей молодого и меньше половины (45%) старшего поколения.
Чем вызван подобный ...