Социализация личности – сущность и содержание
Процесс становления и развития личности называется социализацией
. Он начинается в младенчестве и смертью человека. В процессе социализации люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, т.е., приобретают свое социальное "Я".
Социализация носит двунаправленный характер. Старшее поколение передает молодым нормы и ценности, и усваивает новые, выработанные молодыми поколениями. Человек становится личностью только во взаимодействии с себе подобными. Если человеческий ребенок попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными
(дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.
Предназначение процесса становления своего социального "Я" - поиск человеком своего социального места в общественном разделении труда. У новорожденного нет личности, нет "Я". Он не может различить границы между собой и не собой. По мере овладения прямохождением, речью, развитием мышления, сознания ребенок начинает выделять свое "Я" из понятия о других. Н. Смелзер выделил четыре основных механизма социализации детей — имитация, идентификация, стыд и вина. Дети в процессе становления "Я" пробуют различные модели поведения, по реакции окружающих определяя, что делать позволительно, а что нельзя. В дальнейшем всю жизнь мы считаемся с реакцией на наше поведение других людей, с учетом их мнения и оценок поправляем свои действия. Таким образом, наше "Я" обитает одновременно и в нашем теле и вне его. "Я" в нашем теле - сумма психических процессов. "Я" вне тела - социальные отношения.
Успешная социализация возможна только в сочетании трех основных факторов социализации: 1. биологические
– наследственность; 2. психологические– психические особенности человека; 3. социальные
– экономическая система, политический режим, развитие культуры. Существует несколько различных типов социализации: 1. ненаправленная социализация
– стихийная, неосмысленная; 2. направленная социализация
– система средств воспитания личности, разработанная в различных общественных институтах и организациях. Ненаправленная и направленная социализация может друг с другом согласовываться, гармонизироваться, противоречить.
Похожие статьи:
Приложения
Приложение А
Паспорт подпрограммы «Здоровое поколение»
Наименование подпрограммы - подпрограмма «Здоровое поколение».
Основание для разработки подпрограммы - распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-р.
Государственные з ...
Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством
и детством
Конституция РФ предусматривает, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (п.2. ст.7). В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (п.1. ст.38).
...
Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения
эффективности его деятельности
Результат социальной работы зависит от таких сущностных характеристик личности, как " профессионализм", "профессиональная компетентность", " личность профессионала".
Категория профессионализма должна рассмат ...