Образование в поликультурном обществеСтраница 1
В.В. Путин, определяя стратегическую линию национального проекта «Образование», сказал: «Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В предстоящие два года на приобретение для них лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей должны быть выделены значительные суммы».
Рассмотрим некоторые аспекты проблемы образования в поликультурном мире.
Содержательный аспект
. Возрастание роли образования в процессе духовного воспроизводства нации в переходные периоды развития общества связано с его двояким социокультурным потенциалом, способным обеспечить интеграцию социума на основе традиционных ценностей и выработку новой системы ценностей как основы качественного преобразования общества. Для трансформирующейся современной России культуротворческая функция образования должна играть ведущую роль.
Во-первых, аномия (Э. Дюркгейм) в обществе привела к распространению модели западной системы ценностей, в основе которой лежит индивидуализм, прагматизм, гедоизм, чуждые традиционным российским духовным ценностям. Поиск тех духовных оснований, которые способны интегрировать российский социум становится настоятельной необходимостью. Именно возможности образования сохранять специфику отечественной культуры позволяют рассматривать его в качестве важнейшего условия духовной безопасности российского общества, поскольку без духовной самобытности народ не сможет существовать в общемировой семье культур и цивилизаций, и, в конечном счете, его экономические и геополитические позиции существенно ослабнут. Здесь ключ к пониманию взаимосвязи места России в мировом сообществе и государственной политики в сфере образования, к осознанию и решению наших актуальных проблем.
Следует отметить, что «высокий уровень культуры», наряду с «хорошей профессией» и «шансами на больший успех в жизни» студенты называют в числе важнейших результатов получения высшего образования.
Представления студентов о ценности высшего образования
(данные приведены в % от общего числа ответивших на вопрос)
Варианты ответов на вопрос «Как вы считаете, что, прежде всего, дает высшее образование человеку» | 1997 | 2005 |
Хорошую профессию | 56 | 53 |
Шансы на больший успех в жизни | 28 | 62 |
Диплом, дающий социально-престижный статус интеллигента | 49 | 28 |
Возможность избежать службы в армии и безработицы | 7 | 12 |
Высокий уровень культуры | 36 | 38 |
Материальное благополучие | 30 | 25 |
Возможность работать за рубежом | 15 | 10 |
Приятное времяпровождение в студенческие годы | 17 | 25 |
Возможность выбрать достойного спутника жизни | 12 | 3 |
Ничего не дает | 2 | 0,7 |
Во-вторых, Россия была и остается многонациональным государством, поликультурное пространство образования которого как динамичная система равновеликих культурных полей взаимовлияний и взаимодействий субъектов образования - носителей определенного культурного и субкультурного опыта является объективной реальностью. Синтез ценностей разных народов, этносов, культур, цивилизаций, религий в настоящее время осуществляется в основном с помощью современных средств массовых коммуникаций, массовой культуры, продуктов массового производства и масс-медиа. Культурное самоопределение индивида в таком обществе представляет собой процесс создания и реализации системы собственных представлений о культурном пространстве, о своем месте в нем. Реализация такой задачи требует поликультурного образования, основной целью которого становится сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе. Данная проблема является особенно актуальной для полиэтничного региона Северного Кавказа.
Похожие статьи:
Индивидуальный и коллективный субъект исторического творчества. Историческая личность как субъект исторического творчества
Наиболее системно высказал марксистские взгляды на проблему роли личности в истории Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории». Тем не менее, у современных исследователей (Лукач, Арон, Карсавин) некоторые моменты ее вызывают ...
Самоидентификация
личности как объект социологического
анализа
В условиях социокультурных трансформаций, характеризующих современный этап развития российского общества, весьма актуальным становится необходимость социального самоопределения личности. Глобальные перемены в жизни российского общества со ...
Понятие и сущность пенсионного обеспечения как основы социальной политики
Российской Федерации на современном этапе
Пенсионное обеспечение - одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного (граждан, получающих пению), так и трудоспособного (будущих пенсионеров). ...