Образование в поликультурном обществеСтраница 2
Хотелось бы сформулировать свою позицию по поводу введения обязательного религиозного воспитания в современную систему образования. Следует отметить, что обращение к религии закономерно усиливается в кризисные периоды развития социума. 53% респондентов из различных социальных групп Ставропольского края считают себя верующими; 35%- колеблющимися; 10% - неверующими. Однако анализ ответов на вопрос “В чем проявляется Ваша вера?” не показал различий между верующими и колеблющимися: 65% выбрали альтернативу ответа “моя вера остается внутренним делом и посторонним не видна”; 13% - “ меня интересует религия как философская система”; 7% -”в устойчивом интересе к религии и церкви”, 6% - “верю в бога, регулярно посещаю церковь, исполняю все обряды и предписания”.
Представляется, что введение курсов православия, ислама и других религий в качестве самостоятельных в условиях полиэтничного и поликонфессионального социума не может способствовать интеграции общества, а наоборот, несет в себе вероятность дестабилизации. Такой курс нужен, но только в культурологическом аспекте. Анализ различных религий как философско-нравственных систем будет воспитывать толерантность и уважение к чужой культуре и служить целям интеграции общества.
Организационно-методический аспект
образования в поликультурном обществе связан с выбором оптимальных моделей образовательного процесса, методик и технологий образовательной деятельности, которые позволили бы реально включать учеников и студен6тов в поликультурное образовательное пространство. В этом случае образование позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для успешной адаптации и самореализации в современном мире, станет рычагом социокультурных преобразований, будет способствовать утверждению действительно современных взглядов на процессы, протекающие в обществе. Решение проблем социальной адаптации станет возможным, если вуз вооружит выпускников общей, интегральной методологией профессиональной деятельности и социальной мобильности. На смену структурным и функциональным моделям системного представления о социокультурной жизни и ее динамике приходит плюрализм исходных принципов организации опыта, отсутствие универсальной системы соотнесения истинности или ложности высказывания, множественность возможных эквивалентных интерпретаций одного и того же события.
Модель интегрированного образования, столь необходимого в поликультурном обществе, разрабатывается в рамках Болонского процесса. Приведение в соответствие с европейскими требованиями программ и форм обучения, академическая мобильность преподавателей и студентов, взаимное признание дипломов всех стран, присоединившихся к Болонской Декларации, потенциально способствует формированию более мобильного, конкурентоспособного, толерантного и мультикультурного типа личности; что позволит выпускникам российских вузов найти лучшую работу, как в стране, так и за рубежом; обеспечит необходимый «человеческий потенциал» для дальнейшего эффективного развития всего общества. Однако, следует учитывать, что слепое копирование западных моделей образования, ориентированных на развитие человеческой субъективности или передачу максимального объема знаний и освоение технологий, в России неизбежно повлечет кризис социально-культурной и личностной самоидентичности, ибо инструментальная природа этих моделей не учитывает духовно-нравственной составляющей образовательного процесса, выхолащивая тем самым подлинную сущность данного социального института, его основные преимущества: фундаментальность, связь с наукой и практикой, воспитательный потенциал.
Эффективное, прочное, применимое к новым ситуациям образование в основе своей представляет способность осмыслить информацию и использовать идеи, находящиеся как бы под рукой. Лучше всего это происходит, когда учащиеся интериоризируют, синтезируют и принимают чужие представления как свои. Для этого учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, тщательно проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения и, т.е. владеть определенными навыками научно-познавательной деятельности.
Воспитательный аспект.
В сфере идеологии жизнеспособность поколения определяется наличием в общественном сознании молодежи общезначимых ценностей, объединяющих поколения, и соответствующих духовной культуры.
Президент Российской Федерации В.В.Путин в одном из своих выступлений перед руководителями регионов России, особо подчеркивает, что « .корни террора лежат . и в низком уровне образования подрастающего поколения, а порой - в отсутствии самой возможности получить образование .». Для южного региона России наличие развитой системы образования является необходимым условием для стабилизации геополитической обстановки на этой территории и сохранения единого ментального пространства России в целом.
Похожие статьи:
Профилактические программы работы с подростками и
молодежью
Программа "Профилактики асоциального поведения" предназначена для проведения групповых занятий с учащимися от 12 до 20 лет и их родителями[2].
В данной программе предусмотрено пять основных блоков
:
групповые занятия по развит ...
Система оплаты труда в Японии. Система оплаты труда
Система оплаты труда в Японии дифферецируется в зависимости от профессионального мастерства, возраста и стажа работника. При этом, определяющим в оплате труда является профессиональное мастерство, которое в свою очередь определяется катег ...
Проблема суицидального поведения современной молодежи
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» – иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо все ...