Основные показатели уровня жизни населенияСтраница 3
В стране начинает усиливаться дифференциация доходов населения, снижение реального содержания денежных доходов населения вследствие инфляции, сохраняется бедность значительной части населения, появляются региональные зоны бедности, происходит углубление территориальных диспропорций в уровне жизни населения. Либерализация цен с 01.01.1992г. привела к двукратному снижению реальных доходов населения, которые в 1992г. по сравнению с 1991г. составили 52,5%. Практически в одинаковой степени обесценились все составляющие номинальных доходов населения – заработные платы, пенсии, пособия, стипендии. Очень резкие изменения в социально-экономической сфере неизбежно сопровождаются ростом масштабов бедности в стране.
Выделяются три пика увеличения бедности. Первый пик – 1992г. связан с либерализацией цен и переходом к новой модели экономики и общества: масштабы бедности в терминах показателей численности и доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличились более чем в 8 раз и достигли 49,7 млн. чел. или 33,5% от общей численности населения. Затем на протяжении 1993-1994гг. наблюдалось снижение уровня бедности. Второй пик – 1995г. в значительной степени явился следствием финансового кризиса в октябре 1994г. (так называемый «черный вторник»). Затем в течение 1996-1997гг. опять наблюдалось небольшое снижение уровня бедности. И, наконец, третий пик пришелся на 1999г., что явилось следствием финансового кризиса в августе 1998г. Кризис привел к резкому росту потребительских цен (в сентябре 1998г. по сравнению с августом потребительские цены выросли на 38,4%), более чем к двукратному росту разрыва курсового соотношения официального курса российского рубля и доллара США по отношению к индексу потребительских цен. Следствиями явились обесценение рубля, снижение его покупательной способности, существенное (до 4-х раз) снижение реального содержания денежных доходов населения в долларовом выражении, резкий всплеск масштабов бедности, удешевление труда, снижение стоимости, и как следствие, цены рабочей силы на рынке труда. В сентябре 1998г. по сравнению с августом, по данным официальной статистики, реально располагаемые денежные доходы снизились на 18,5%, реальная заработная плата на 24%, реальный размер назначенной пенсии на 27,7%. Те, кто смог сохранить свою работу, неожиданно столкнулись с резким падением реальной зарплаты, вызванным стремительным ростом инфляции.
Анализ поквартальной динамики бедности в России за период 1998 – 1 кв. 2000гг. показывает, что в результате кризиса в августе 1998г. произошел резкий рост численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В соответствии с существовавшей на тот момент методикой число бедных в 1 квартале 1999г. (на который пришелся абсолютный пик бедности), по сравнению с 3 кв. 1998г. увеличился с 36,6 млн. чел. до 55,2 млн. чел. или с 24,9% до 37,7% в общей численности населения страны.
Академик РАЕН Н.М. Римашевская характеризуя социальные последствия данного кризиса писала, что происходит интенсивная поляризация общества по уровню материальной обеспеченности. Образовалось две России: одна – крупные собственники, которые объединяют весьма тонкий слой населения – 5%, другую Россию представляет основная масса граждан, среди которых 10 млн. фактически отвергнуты обществом. Все это в совокупности не только блокирует экономические преобразования, но и создает угрозу социальной безопасности, которая вызывается ухудшением условий и качества жизни, тревожностью настроения и несбыточностью ожиданий населения.
В октябре 1997г. был принят Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону была утверждена новая концепция разработки прожиточного минимума с использованием нормативного метода расчета минимальной потребительской корзины. Статьей 6 этого закона предусмотрен учет величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации. В пункте 1 этой статьи говорится о том, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Похожие статьи:
Методы исследования социологии религии
Характеристика методов религиоведения может быть отнесена и к применяемым в социологии религии: философскому, специальным обще и частнонаучным, теоретическим и эмпирическим методам. В них входят системный метод, анализ, синтез, абстрагиро ...
Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на
современном этапе развития
Современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения состоит из ряда крупных нормативно-правовых актов, принятых в форме федеральных законов.
Основными источниками пенсионного права являются: Федеральный за ...
Жизнеспособность проекта. Необходимо предусмотреть успех и не допустить провала
проекта. Другими словами, установить степень риска.
Чтобы избежать неудач, важно вести постоянный сбор и анализ информации по вопросам, связанным с проектом. Оценивая жизнеспособность проекта, необходимо выяснить особенности социальной среды, в которой планируется его реализовать.
Для кор ...