Основные показатели уровня жизни населенияСтраница 2
Возможны три аспекта изучения уровня жизни:
1) применительно ко всему населению;
2) к его социальным группам;
3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.
Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).
Обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
В 1918 году были проведены первые в советское время исследования рабочего бюджета и быта, а также первые попытки рассчитать прожиточный минимум. Прожиточный минимум рассчитывался как физиологический и основной статьей расхода в нем были затраты на питание. В начале 30-х годов расчеты по исчислению прожиточного минимума были прекращены по идеологическим соображениям и возобновились лишь в 60-х годах.
До 1990 года социально-экономические науки по идеологическим соображениям избегали употреблять термин «бедность» и вместо него
использовался термин «малообеспеченность». По мнению Н.В. Черниной, «ретроспективную, очень нерегулярную оценку масштабов бедности можно дать, лишь начиная с 1975 г., когда было введено пособие для малообеспеченных семей. Именно тогда государство установило порог бедности, объявив критерием в проверке нуждаемости душевой доход в семье, равный 50 руб. в месяц (без учета структуры семьи). На этом уровне были установлены гарантированный уровень минимума заработной платы и минимальная пенсия».
21 мая 1991г. Указом Президента СССР «О минимальном потребительском бюджете» минимальные потребительские бюджеты официально, на государственном уровне, были введены в практику осуществления социальной политики. Затем Указом Президента России № 210 от 2 марта 1992г. «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» предусмотрено органам исполнительной власти на местах определить региональные уровни прожиточного минимума, исходя из особенностей потребления и ресурсных возможностей на местах и в увязке с соответствующими общереспубликанскими показателями.
Соответствующая методика была создана, и до 1999г. включительно величина прожиточного минимума рассчитывалась на основе «Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации», утвержденных 10 ноября 1992г. Минтрудом России. В соответствии с этой методикой прожиточный минимум рассчитывался нормативно-статистическим путем. Его величина представляла собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низко доходных групп населения. Для каждого домохозяйства величина прожиточного минимума определялась исходя из его фактического состава как сумма соответствующих показателей по различным социально-демографическим группам населения.
Однако методические рекомендации, утвержденные 10.11. 1992г., в силу объективных причин, связанных с развитием процесса социально-экономических преобразований в стране и существенными изменениями в уровне и структуре потребления населения, стали все в меньшей степени отражать действительность.
Похожие статьи:
Предмет и структура социологии религии
Современная отечественная социология определяет религию, как мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которые обуславливаются верой в существование сверхъестественного. Как самостоятельная дисциплина социология рел ...
Информационная функция
Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах ...
Независимость общественного мнения
Развитие и усиление независимого и свободного общественного мнения возможно только в обществе, институты и структуры которого допускают такое состояние. Полнота развития независимого общественного мнения составляет атрибут гражданского об ...