Особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучных
семьях.Страница 1
Изучая особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях необходимо остановится подробнее на каждом типе семейного неблагополучия.
Рассматривая типы благополучной семьи в зоне риска, где при появлении социально-экономических проблем, морально-психологических испытаний и душевных травм возникают психологические конфликты между родителями, ухудшающие положение детей в семье, М.И. Буянов, З.И. Гарбузов, Титова С.В. и ряд других авторов выделяют следующие особенности подростков, воспитывающихся в данных семьях: www.psychogood.ru
Неполная семья.
Семья, в которой ребенка воспитывает одинокий родитель. Это чаще одинокая мать, для которой ребенок может являться помехой в устройстве личной жизни. Реже — одинокий отец. Подобное социально-демографическое неблагополучие возникает по причине распада семьи вследствие развода или смерти одного из родителей. В таких семьях дети часто испытывают психологическое, моральное, экономическое неблагополучие. Их тяготит понимание отличительной особенности своей семьи от других знакомых семей. Дети испытывают ощущение определенной неполноценности, боль и страдание за мать (или отца), их детские мечты и страхи отличны от мироощущения других детей. Часто дети отправляются на поиски второго родителя.
Многодетная семья.
Семьи, имеющие на иждивении трех и более несовершеннолетних детей. К сожалению, приходится признать тот факт, что большинство многодетных семей испытывают серьезные финансовые затруднения, имеют плохие материально-жилищные и социально-экономические условия для жизни и воспитания несовершеннолетних детей. В некоторых многодетных семьях растут педагогически запущенные дети с асоциальным или аддиктивным поведением, поскольку родители вынуждены заниматься постоянным поиском средств к существованию, а жизнь и воспитание детей отодвигаются на второй план. В результате родители перестают заниматься воспитанием своих детей, семья становится неблагополучной.
Но, тем не менее, далеко не всегда дети в многодетных семьях чувствуют себя несчастными и морально страдают. Чаще всего именно в таких семьях значительно возрастает уровень ответственности старших детей за младших братьев и сестер, т. е. одних членов семьи за других. Взаимопонимание и любовь к близким являются приобретенными жизненными качествами людей, воспитанных в многодетных семьях. А когда такие семьи берут на воспитание или опекают детей из детского дома, мы говорим о появлении позитивного воспитательного фона, благотворно влияющего на развитие детей в семье.
Малообеспеченные семьи.
Семьи с низким уровнем дохода. Часто это семьи, в которых один или оба родителя безработные или заняты низкоквалифицированным трудом. В случае низкой социальной ответственности перед близкими родители часто теряют источник заработка и транслируют аддиктивные формы поведения.
Дети в таких семьях испытывают социально-психологическое неблагополучие но причине низкого образовательного уровня родителей, их ухода в алкоголизацию, аморальный образ жизни.
Семьи участников военных действий.
Люди, пережившие морально-психологические потрясения от военных действий, участниками которых они были, нуждаются в профессиональной психологической, а иногда и психиатрической помощи, поддержке, системном лечении. Воспитываясь в такой семье, ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что затем сказывается на его психическом здоровье. Трудности в этом случае испытывают все члены семьи, но в специальной защите, консультировании и педагогическом участии нуждаются несовершеннолетние дети.
Семьи с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей.
Семьи, в которые взяли под опеку несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, также нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке. В таких семьях часто возникает эмоционально и психологически напряженная атмосфера для ребенка, он страдает от того, что попал в зависимость от незнакомых ранее людей. Ребенок несчастен, поскольку испытывает горечь от утраты близких, его сознание заполняют добрые воспоминания о раннем детстве в родной семье. Он похож на раненого зверька, который вынужден быстро повзрослеть, чтобы спастись и выжить. Такие дети нуждаются в дополнительном профессиональном психологическом и социальном сопровождении: консультировании и практической поддержке
Похожие статьи:
Мужчины и женщины в бизнесе: кто
сильнее?
Мужской стиль поведения понятен и предсказуем — это активный, умный и сильный стиль. Женский стиль поведения в настоящее время непонятен. Поэтому женщина сама должна решить, какой на работе и в жизни она будет — сильной или слабой, умной ...
Исследование особенностей жизни и адаптации национальных диаспор в
современной Москве (на примере армянской). Организационно-методическое
обеспечение исследования
Основной целью практической части нашего исследования является подтверждение гипотезы о том, что, исследование особенностей жизни и адаптации национальных диаспор в современной Москве способствует развитию стратегии национальной, экономич ...
Классификация потребностей
Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. А. Н. Леонтьев в 1956 году соответственно с этим делил по ...
