Особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучных
семьях.Страница 2
Семьи с родителями-инвалидами.
Основанием для беспокойства педагогов является наличие у родителей-инвалидов деформированной картины мира, искаженной интерпретации человеческих ценностей, которые могут негативно повлиять на детское сознание и последующее развитие ребенка. Родители-инвалиды имеют физические, психические, интеллектуальные или иные недостатков, препятствующие их полноценному социальному функционированию, исполнению прямых родительских обязанностей. Дети в таких семьях вынуждены очень рано брать ответственность за своих родителей на свои хрупкие плечи, даже если моральная ноша им не под силу. Школа обязана оказывать всестороннюю помощь детям из таких семей. www.inminds.ru
Семьи беженцев.
Это семьи, которые вынуждены покинуть родную землю, дом, разорвать связь с близкими, друзьями, традициями своего края. На новом месте они испытывают сложности при устройстве на работу, часто не имеют отдельного жилья, что может стать причиной серьезной психологической травмы для всех членов семьи.
Особенно сложно адаптироваться к новым условиям несовершеннолетним детям, которые вынуждены проживать в стесненных, ущербных условиях, слышать жалобы родителей о потерях, существовать в условиях стрессовой семейной ситуации, жить взрослыми надеждами своих родителей, а не детскими мечтами, играми и забавами.
Воспитываясь в семье, ребенок учится взаимодействовать с окружающей средой, регулировать свои отношения с другими людьми, именно здесь он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Вся сложная система отношений в семье (психофизиологические, психические, социальные и культурные) оказывают влияние на семейное воспитание детей и подростков.
Семья, находящаяся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, часто применяет деструктивные формы и методы воспитания, что в результате приводит к формированию у ребенка искаженного внутреннего мира, негативно влияет на формы его поведения с другими людьми: педагогами, сверстниками в школе. Дети из неблагополучных семей чаще других попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям. Учебная неуспеваемость связана с немотивированными пропусками уроков па фоне бесконтрольности со стороны родителей; частые болезни возникают в результате несоблюдения норм здорового образа жизни; конфликтные формы поведения подростков — не что иное, как проекция семейных ссор, агрессии и жестокости. Незанятость в системе дополнительного образования, т. е. неспособность к самоопределению и самореализации, происходит по вине родителей, которые изначально не дали примера собственных увлечений, не объяснили преимуществ выбранной ими профессии. В результате в дисфункциональной семье вырастает педагогически запущенный ребенок, безнадежно отставший в учебе, транслирующий двойную мораль, жестокость, агрессию, ненависть к окружающим, нежелание включаться в систему социальных взаимодействий (учиться, трудиться). Самое печальное то, что молодые люди из неблагополучных семей испытывают большие трудности при создании собственных семей, которые также строят по образу и подобию отчего дома.
Изучая особенности подростков, воспитывающихся в асоциальных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, другими психоактивными веществами М.И. Рожков отмечает, что
у этих детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительно истощение нервной системы приводит к глубокому нервно- психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в школьном классе. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь к себе внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки, балуются на уроках и озорничают на переменах.
Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами
По мнению М.А. Галагузовой, неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка.
Похожие статьи:
Вкусы и стили жизни как маркеры социальной структуры
На сегодняшний день становится все более понятным, что существующие методы социальной стратификации не являются достаточными для изучения структуры украинского общества. В социологии традиционно сформировалось несколько подходов для изуче ...
Люди с ограниченными возможностями в мире искусства. Слепые
музыканты. Рэй Чарльз
Имя Рэя Чарльза может служить классическим примером американской мечты. Можно сказать, что вся его жизнь неразрывно связана с музыкой.
Рэй Чарльз родился в небольшом городке Олбани, в штате Джорджия. Отец — Бэйли Робинсон, мать — Арета Р ...
Факторы формирования личности человека. Природное в
формировании личности
Природные особенности являются важными факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее п ...