Анализ результатов исследованияСтраница 4
Первичная диагностика на данном этапе позволила составить следующую картину.
Более половины участников при заполнении «Анкеты социальных навыков» (см. приложение) поставили себе низкие оценки (2 или 3 балла) по таким шкалам как: убеждение других; выражение своих чувств; самоконтроль; преодоление смущения; умение избежать драки; умение отстоять свои права. www.guidebanking.ru
Исследование самооценки (Шкала Дембо- Рубинштейн) показало, что у 8 ребят самооценка несколько заниженная. Они часто бывают неуверенными в себе, сомневаются в собственных возможностях и способностях. Кроме того, в процессе выполнения таких упражнений как «Десять качеств», «Интервью» у данных участников отмечалась тенденция говорить о себе только в негативном свете, им легче было отметить свои недостатки чем достоинства. У 6 участников наоборот отмечалось преувеличенное мнение о себе, снижение критичности к себе. Таким образом, у 9 чел. прослеживалась неадекватная самооценка. Опять же сравнивая результаты благополучных и наблагополучных подростков отметим, что заниженная самооценка проявилась у большинства ребят, чье поведен расценивалось как отклоняющееся, неблагополучное. У подростков с нормальным поведением отмечалась тенденция к завышению самооценки.
Тренинг личностного роста помог участникам программы разобраться в себе. Такие упражнение как «Белое и Черное кресло», «Мои достоинства и недостатки» помогли ребятам взглянуть на себя с другой стороны, оценить реальные свои возможности, склонности, интересы и способности. Особую роль выполнение данных заданий играло для ребят с заниженной самооценкой, поскольку обсуждение положительных качеств и достоинств человека является ключевым моментом в решении такой задачи как повышение уверенности в себе.
В целом работа по развитию и коррекции самооценки была направлена на раскрытие личностных возможностей подростков, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях.
Кроме того, на занятиях учащиеся обучались выражать свои чувства и эмоции, учились оказывать эмоциональную поддержку другим людям. Многие упражнения были направлены на формирование ответственности за свое поведение.
Контрольная диагностика после завершения работы по данному направлению выявила следующее.
Таблица № 4 Сравнение результатов, полученных в ходе исследования самооценки до и после занятий в тренинге личностного роста
Самооценка |
Кол- во чел. Первичная диагностика |
Кол- во чел. контрольная диагностика |
заниженная |
8 ( 26,7%) |
5 (3,3%) |
завышенная |
6 (20%) |
4 (6,7 %) |
адекватная |
14 (46,7%) |
21 ( 70 %) |
Данные, полученные в процессе контрольной диагностики свидетельствуют, что у 7 чел. самооценка стабилизировалась. В ходе заключительной беседы с участниками было выявлено, что ребята стали более увереннее в своих силах. Так, Юра М. наконец то согласился стать старостой учебной группы, хотя до этого момента он долго сомневался в своих силах и думал, что не справится, несмотря на то, что ему очень хотелось стать старостой.
Кроме того, ребята отмечали, что им стало легче выражать свои чувства, и благодаря этому им стало проще находить взаимопонимание с другими людьми.
При анализе повторного заполнения «Анкеты социальных навыков» участниками тренинга было отмечено, что у многих ребят (8 чел) значительно повысились оценки своих умений и навыков.
Заключительный блок программы предполагал проведение занятий на тему психической саморегуляции.
Похожие статьи:
Анализ результатов социологического опроса. Оценка
степени значимости проблем, существующих в современном белорусском обществе, роли
различных социальных институтов, занимающихся нравственным воспит
Из ответов на первый блок (вопросы 1–3) мы хотели получить первичное представление о респондентах и о том, как они оценивают значимость проблем, существующих сегодня в нашем обществе. Полученные результаты были достаточно предсказуемыми. ...
Молодежь как категория науки и практики. Научно-практический
подход к анализу молодежи и молодежных проблем
Теоретические и прикладные исследования проблем молодого поколения составляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений в мировой науке.
В XX веке сложилось несколько научных школ, исследовавших молодежную проблематику и пытав ...
Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые
результаты этой работы
Реформы образования в России проводятся постоянно. На нашей памяти реформы 1957-го, 1964-го, 1968-го, 1984-го, 1988-го и 1992 годов. После 1992 года слово «реформа» у работников народного образования стало вызывать нервный шок, поэтому се ...