Определение понятия «этнос» в теориях различных ученыхСтраница 1
Человечество, будучи единым целым в биологическом отношении, развивается по общим социальным законам и распадается на множество исторически сложившихся общностей. Особое место среди подобных общностей занимают этносы (в переводе с греческого – народы). Этническая терминология появилась в социологии во второй половине 19 века в работах Л.Моргана, К.Маркса и других исследователей. www.intoregions.ru
Дискуссии, связанные с определением понятия «этнос», еще не завершены, что отчасти определяется предметом соответствующих научных дисциплин (социология, этнология, этнография, этнопсихология, антропология), а отчасти различаем методологических принципов изучения этнического. В западной социологии этносами и этническими группами зачастую называют такие общности, которые обладают специфическим самосознанием, этноцентризмом. Термин «этноцентризм» был введен в научный оборот американским социологом У. Самнером, который полагал, что существует резкое различие между отношениями внутри этнической группы и межгрупповыми отношениями.
К эмпирическому исследованию институтов культуры и этнического самосознания фактически сводили изучение этносов представители функционалистического направления английские социологи Б.Малиновский и А. Радклифф-Браун.
Х. Гарфинкель – американский социолог феноменологического направления предложил термин «этнометодология», образованный по аналогии с этнографическим термином «этнология». Центральное место в этнометодологии занимает изучение способов интерпретации явлений окружающего мира в соответствии с групповыми нормами обыденного сознания, морали, идеологии.
Поклонники субъективистской, идеалистической интерпретации этнических общностей есть и среди общественных деятелей. Например, теоретики исламского фундаментализма мусульманский этнос расширяют до границ распространения религиозной конфессии.
Оригинальную концепцию этносов и этногенеза предложил Л.Н. Гумелев, согласно которому развитие этноса определяется не социальными, а биофизическими процессами, действием второго начала термодинамики, космическими излучениями. Человек есть часть биосферы, находившаяся под воздействием трех видов энергии: 1) энергии солнца; 2) энергии распада внутри земли; 3) космической энергии. Взаимодействие данных видов энергии и создает этнос – поле биофизических колебаний с определенным ритмом. Поэтому этнические общности отличаются друг от друга не способом производства и культурой, а стереотипами поведения, условными рефлексами, обусловленными адаптацией к географической среде. «Этнос, - считает Л.Н.Гумелев, - это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, существующих как этническая энергетическая система, противопоставляющая себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающаяся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно изменяется в историческом времени».
Сам по себе ландшафт и климатические условия по Л.Н.Гумелеву не создают этноса. Для этого необходимо соседство и взаимодействие двух этносов, живущих на территории с разными ландшафтами. Этнос в своем развитии (1200 – 1500 лет) от пассионарного толчка до исчезновения проходит несколько фаз: подъема, акматическую (пиковую) фазу, надлома, инерционную и т.д. Самые тяжелые моменты в жизни этноса – смены фаз, когда ломка психологических стереотипов. Чрезмерное упрощение природы этноса, по сути дела, сведение закономерностей этнической жизни к закономерностям природных объектов (редукционизм), отрицает возможности социального воздействия на этнические процессы, логическая несогласованность ряда основополагающих идей теории – таков далеко не полный перечень слабостей и погрешностей этой концепции.
Похожие статьи:
Социальный работник и клиент
Для того, чтобы определить роль социального работника в оказании помощи людям, которые нуждаются в социальной помощи, нужно определить, что сама по себе представляет профессия социального работника. Помощь людям? Это всё правильно, но это ...
Межкультурные конфликты и причины их возникновения
Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и б ...
Социальные последствия безработицы.
Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финан ...