Социальный работник и клиентСтраница 1
Для того, чтобы определить роль социального работника в оказании помощи людям, которые нуждаются в социальной помощи, нужно определить, что сама по себе представляет профессия социального работника. Помощь людям? Это всё правильно, но этого не достаточно. Что бы помогать людям не обязательно быть социальным работником. Здесь должно быть что-то ещё. Думаю, этот вопрос связан как-то с государством. Профессиональное самоопределение соцработника связанно с его гражданским самоопределением. Его отношение к тому, что происходит в обществе, во власти, в законодательстве. Например, другим представителям помогающих профессий, психологам, врачам, педагогам совсем не обязательно иметь гражданскую позицию. На мой взгляд, вопрос социальной работы является государственным вопросом, и эта область является областью ответственности государства. Наивно полагать, что институт социальной работы создан в первую очередь из гуманистических соображений, для оказания помощи людям. Институт социальной работы нужен государству и создан им для выполнения сугубо утилитарной функции – поддержания гомеостаза в обществе. Помогающая функция государства является вторичной и побочной. Социальный работник – «слуга двух господ». С одной стороны он служит людям – помогая справиться с конкретной проблемой, и это есть помогающая сторона социальной работы; с другой стороны, он служит государству, через оказание помощи его гражданам, тем самым снижая в обществе уровень социальной напряжённости. Через социального работника государство «успокаивает» своих граждан. И социальный работник поставлен в очень не простую позицию. В силу своего долга – человеческого, профессионального, он действует исходя из своих гуманистических принципов, помогает клиенту. С другой стороны, он выполняет общественную задачу – в конечном итоге сохраняя равновесие в обществе. При этом он работает в тех рамках, которые ему задаёт государство. Он работает ДЛЯ людей и НА государство. Если рассуждать о моделях соцработы, то этот вопрос связан с вопросом участия государства в жизни своих граждан и степенью его ответственности перед ним. Несмотря на то, что институт социальной работы используется государством в своих утилитарных целях, сама профессия по своей природе является помогающей. Социальная работа – это такая же серьёзная ответственная работа, как и любая другая, и обладает всеми признаками, которыми обладает любая другая работа. Не менее важным аспектом в сфере работы социального работника является феномен идентификации с клиентом. Речь идет о формировании у будущих социальных работников умения устанавливать оптимальный уровень идентификации с клиентами. Проблеме подготовки специалистов по социальной работе уделяется в настоящий момент большое внимание, что обусловлено практической необходимостью поддержки различных категорий нуждающихся, количество которых в настоящее время значительно увеличилось. На сегодняшний день сложилась многоуровневая система подготовки и переподготовки социальных работников. Но на практике, как отмечают исследователи, нередки случаи разочарования в профессии, эмоциональные и психологические срывы и, что самое важное, недостаточная эффективность профессиональных взаимоотношений социальных работников с клиентами. www.transpodepth.ru
В связи с этим возникает необходимость формирования у студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» навыков эффективного взаимодействия с клиентами. Одним из условий такого эффективного взаимодействия является установление положительного отношения между социальным работником и клиентом. Поэтому особую значимость приобретают знания о механизме идентификации социального работника с клиентом и путях формирования умений устанавливать оптимальную идентификацию у студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».
Идентификация как социально-психологическое явление является необходимым компонентом профессионализма в деятельности социономов;
Таким образом, можно сделать выводы, что:
1. Умение устанавливать оптимальный уровень идентификации социальных работников с клиентами необходимо формировать в период профессионального обучения.
2. Идентификация - это единство трех составляющих и взаимосвязанных компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого;
Похожие статьи:
Перспективы женской занятости
Они зависят от целого ряда обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Среди объективных прежде всего имеют значение:
· складывающаяся демографическая ситуация;
· темпы и стратегия экономического роста;
· место и хар ...
Виды опроса
В социологии различают два типа анкетного опроса – сплошной и выборочный.
Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается всё население страны.
С начала XIX века в европейских странах периодически проводятся ...
Социальное обеспечение
Социальное обеспечение
следует трактовать как социальную помощь, предполагающую непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.
Открытыми выплатами ...