Тенденции формирования ценностей у молодежи: социокультурный аспектСтраница 2
Конечно, кризис ценностей не ведет автоматически к политическому параличу, но его последствия, тем не менее, серьезно сказываются на функционировании общества. Распад сферы представлений о высших целях грозит невозможностью для индивида идентифицировать себя с целями и ценностями общественной жизни.
Ценностный кризис проявляется, прежде всего, в увеличении разрыва между конкретными ценностными установками индивидов и меняющимися социокультурными факторами, их формирующими. В этом плане для нормализации состояния общества, его интеграции необходимо наличие механизмов передачи и изменения социально-культурного наследия. Отсутствие последних приводит к опасным деформациям социокультурных механизмов воспроизводства общества.
Общие черты состояния общественного сознания определены процессом перехода общества из одного состояния в другое, происходящим в нашей стране. По мнению ряда ученых, этот процесс сопровождается «преобразованием сложившейся системы социальных идеалов»
Отсутствие новой парадигмы развития общества, новых целей, понятных и разделяемых большинством, приводят к тому, что подавляющая часть населения не понимает, каковы социальные задачи проводимых реформ.
Духовная «потерянность» с одной стороны, активный поиск новой системы ценностей - с другой, характеризуют социокультурную ситуацию в современной России. Это актуализирует проблему достижения консенсуса ценностного сознания общества, выработку интегрирующей ценностной системы, идеи, которая смогла бы обеспечить гражданский мир, согласие.
Россия в настоящий момент еще раз встала перед выбором: следовать ли ей традиционным, вытекающим из ее культурно-цивилизационной специфики, путем или же отказаться от своей специфики, скопировать западный опыт, двигаться в направлении, определенном западноевропейской культурной традицией.
Идеология перестройки содержала иллюзии по поводу того, что ценностное сознание меняется чрезвычайно быстро и что его изменить легче, чем экономические отношения. Видимость процесса подтверждала это: словесно состоялся массовый переход от коммунизма к демократии, т.е. от ценностей коллективизма и уравнительной справедливости к ценностям индивидуализма и свободы в распределении благ.
Похожие статьи:
Вересай Остап Никитич
Вересай Остап Никитич — выдающийся представитель украинского кобзарьского искусства.
Родился в 1803 или в 1805 г. в селе Калюжницах, в Прилужском уезде, Полтавской губернии, от зрячей матери и слепого отца нищего, который добывал себе пр ...
История становления и развития социологии. Становление
социологических идей
Развитие социальных идей тесно связано с развитием философии. Именно в недрах философского знания, а конкретнее, в сфере социальной философии необходимо искать предтечу современной социологии. Зарождение социальной философии происходит в ...
Практическое задание
Уинстон Черчилль говорил, что государственный деятель отличается от политического тем, что первый думает о благе народа и государства, а второй же – о будущих выборах.
Можно ли согласиться с мнением бывшего премьер Министра Великобритани ...