Объекты и субъекты социальной работыСтраница 1
Когда же мы рассматриваем социальную работу как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента — индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной работы.
При анализе социальной работы как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом — преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).
Объектом социальной работы в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Надо также иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворены своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), — т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.
Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.
Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации:
- состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы. Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;
- служба и труд в экстремальных социальных условиях. К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
- пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, — это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);
Похожие статьи:
Постмодернизм
Постмодернистская социальная теория Сегодня социология сталкивается с ситуацией, в которой 10 лет назад уже находились некоторые направления, главным образом, в сфере гуманитарных наук:
Момент постмодерна наступил, и сбитые с толку ин ...
Социальная защита семьи
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависит занятость населения в сфере общественного труда, благосостояние и доходы семей.
К настоящему времен ...
Возникновение и развитие социологии религии
Одна из первых серьезных попыток создания социологии как самостоятельной научной дисциплины принадлежала О. Конту (1798–1857), который ввел в научное употребление само понятие «социология». В процессе его исследований общественной жизни в ...