Практическая реализация государственно-правовых основ молодежной политики
России. Формы и технологии работы с молодежью в социальных
учреждениях регионов РоссииСтраница 4
Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого человека.
Содержание и формы деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам. [59].
Острые социальные проблемы, такие как нищета, безработица, социальное неравенство, социальные патологии, которые появились в переходный период, потребовали разработки новой идеологии оказания социальной помощи уязвимым категориям населения, и в первую очередь – молодежи, на принципах гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, субъектности, адекватности, целесообразности, адресности.
Социальная помощь такой группе социально уязвимых молодых людей, учитывая их специфичность, предполагает усиление способности человека к успешному социальному функционированию; обеспечение его индивидуальными и социальными ресурсами; профилактику возможных социальных дисфункций. Она предусматривает как экстренное вмешательство специалистов и служб (телефон доверия, содействие в организации временного проживания, помещение в лечебно-профилактическое учреждение), так и социально-профессиональное сопровождение (медицинское, юридическое, психологическое, педагогическое), понимаемое как взаимодействие клиента и специалиста, результатом которого является преодоление уязвимости, увеличение жизненных ресурсов личности, расширение возможностей ее доступа к социальным услугам. Сопровождение в таком случае рассматривается как системная интегративная технология, сущность которой заключается в содействии переходу от внешней помощи к взаимопомощи и самопомощи, от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными проблемами».
Внешняя помощь (вмешательство, или интервенция) в данном случае подразумевает определенный вид действий в отношении специфического стечения социальных обстоятельств, при которых существует явная опасность причинения клиентом вреда себе или окружающим его людям.
Эффективной является также взаимопомощь, которая рассматривается как сознательное использование определенной социальной группой социальных и психолого-педагогических средств для оптимизации и организации совместной жизнедеятельности и собственной социальной активности.
Группы взаимной помощи – это спонтанно возникшие или организованные с помощью специалиста объединения людей для взаимной поддержки в процессе конструктивного решения конкретных сходных проблем. К ним относят объединения Анонимных Алкоголиков, жертв семейного и других видов насилия, больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, ветеранов локальных войн и др. [64].
Каждый участник таких групп в ходе обсуждения проблемы вырабатывает у себя способность слышать других, эмоционально сопереживать, соотносить собственную ситуацию с жизненными обстоятельствами других людей, помогать другим принимать решения, психологически поддерживать их.
Переход к самопомощи свидетельствует уже о том, что молодой человек взамен пассивной позиции помощи извне в сложившейся ситуации выбирает активные способы деятельности, стремится изменить обстоятельства с целью поддержания достойных условий жизни для себя и зависящих от него людей.
Результат восхождения по таким ступеням социальной помощи находит свое выражение в формировании способности самостоятельно достигать определенного равновесия в отношениях с самим собой, с окружением.
Процесс оказания социальной помощи уязвимым категориям молодежи включает ряд этапов:
- анализ ситуации, выявление проблем;
- диагностирование проявлений;
- составление развернутого заключения;
- конструирование элементов социальной технологии;
- создание реабилитационного пространства для ее реализации;
- проведение комплексной реабилитации, состоящей из поддерживающего, оздоровляющего или замещающего лечения;
Похожие статьи:
Гендерные характеристики влияния
В процессе общения люди сознательно или неосознанно воздействуют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Целью влияния является реализация человеком своих личностных потребностей, которые сопряжены с гендерными хар ...
Отслеживание эффективности работы тренинговой группы с подростками
Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием и могут быть классифицированы по различным основаниям. Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, их можно условно расположить в континууме от тр ...
Коллективное поведение
Понятие коллективного поведения. Толпа.
Коллективное поведение – относительно стихийное, неорганизованное, довольно непредсказуемое и незапланированное поведение множества людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию, кот ...