Особенности
патронатного воспитания. Отличие патронатного воспитания от других форм устройства
детей-сиротСтраница 1
Как уже было сказано, патронатное воспитание является наиболее гибкой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрим основные различия между основными формами – приемная семья, опека (попечительство) и патронатное воспитание.
Можно выделить несколько критериев этих различий:
1. Статус ребенка. В приемную семью и под опеку помещаются только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей. В патронатном же воспитании статус ребенка может быть любым, то есть это дети в трудной жизненной ситуации, дети с неустановленным статусом (дело в суде), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Кроме того, появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).
2. Законное представительство интересов ребенка. В приемной семье все права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка передаются приемному родителю, в опеке – опекуну. В патронате же все права и обязанности по защите прав законных интересов ребенка разграничиваются между Уполномоченным учреждением, патронатным воспитателем и кровными родителями (если они не лишены или не ограничены в правах судом) .
3. Круг семей, которые могут взять ребенка. При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам. Также появляется возможность у тех, кто хотел бы усыновить ребенка, но пока не решился на этот шаг в силу объективных причин.
4. Связь с кровной семьей. В отличие от опеки и приемной семьи ребенок сохраняет возможность поддерживать отношения с кровными родителями (если они не лишены родительских прав), братьями, сестрами и другими значащими родственниками.
5. Процесс работы органа опеки. Рассмотрим подробнее этапы работы органа опеки для каждой формы. Опека:
· изъятие и передача ребенка;
· издание постановления;
· контроль проводится один раз в полгода, он носит формальный характер и не может выявить проблем и потребностей ребенка.
Процесс работы государственных органов с приемной семьей схожи с опекой:
· изъятие и передача ребенка;
· заключение договора;
· контроль проводится один раз в полгода, он носит формальный характер и не может выявить проблем и потребностей ребенка;
· помощь в воспитании не предоставляется, только по запросу о помощи;
· отсутствует так называемое "профессиональное сопровождение" семьи, и его нельзя создать в силу закона, так как все права на ребенка имеет только приемный родитель.
Механизм работы с патронатной семьей включает:
· вводится планирование попечения (периодическая оценка и пересмотр решений органа опеки), тем самым формальная функция по изъятию и передаче ребенка заменяется процессом работы с ребенком и семьей, создаются уполномоченные учреждения, выполняющие ряд функций органа опеки;
· уполномоченное учреждение проводит работу с ребенком и патронатными воспитателями в течение всего времени устройства ребенка, так как у данного учреждения остаются права и обязанности по защите этого ребенка и оно обязано предоставлять помощь, а патронатный воспитатель обязан выполнять рекомендации по воспитанию и развитию ребенка;
· таким образом, появляется механизм по профилактике социального сиротства и осуществления целенаправленного социального вмешательства в кровную семью на основе заключенного договора о патронате (о социальном патронате или патронатном воспитании). Разграничение прав и обязанностей по защите прав ребенка между уполномоченным учреждением и родителем производится с согласия родителей, без обращения в суд, т.е. сохраняется контакт с этими родителями и появляется возможность реабилитировать семью и сохранить ребенка в семье.
Приведем идеальную схему разграничения прав между Уполномоченным учреждением, патронатными воспитателями и кровными родителями (в действительности же применяется только разграничение между двумя первыми элементами):
Права и обязанности Уполномоченного учреждения |
Права и обязанности патронатного воспитателя |
Права и обязанности кровных родителей (если они не лишены прав и не ограничены в правах судом) |
Юридическая защита прав ребенка (ведение личного дела ребенка), и ведение всех вопросов, связанных с защитой имущественных прав ребенка, в т.ч. жилищных Мониторинг развития ребенка Решение вопроса о госпитализации ребенка, выбор лечебного учреждения, контроль за здоровьем ребенка Психологическая помощь ребенку, кровной семье, патронатному воспитателю по плану, установленному учреждением Выбор формы обучения и предоставление коррекционных программ и педагогической помощи Управление контактом с кровной семьей, работа с кровными родителями по возврату ребенка Обеспечение летнего отдыха |
Отвечает за жизнь и здоровье ребенка Отвечает за питание и обеспечение ребенка в соответствии с выплачиваемым пособием Обеспечивает эмоциональным теплом и предоставляет домашний уход Обучает навыкам самообслуживания Обеспечивает школьное обучение (домашние уроки, контакт со школой) Прикрепляет к поликлинике и проводит текущее наблюдение в поликлинике Обеспечивает развитие ребенка по плану, составленному совместно с Уполномоченным учреждением Обеспечивает контакт с родителями по плану, составленному Уполномоченным учреждением |
Забирают ребенка домой на выходные, обеспечивают гигиену, здоровье и питание Участвуют в составлении плана развития ребенка, принимают участие в его реализации ( например, водят ребенка в спортивную секцию или кружок) Работают совместно с Уполномоченным учреждением по плану реабилитации семьи с целью возврата ребенка |
Похожие статьи:
Культура как социальный феномен
Слово культура происходит от латинского слова colere –«обрабатывать землю». В XVIII и XIX вв. термин стал применяться для обозначения совершенствования человеческих качеств. Немецкое слово Kultur означает достижение высокого уровня цивили ...
Основные социологические концепции менеджмента. "Классическая"
школа
Родоначальником науки управления считают американского инженера и ученого Фредерика Тейлора (1856 – 1915). Именно ему принадлежит заслуга технического совершенствования организации труда на предприятии. Он внедрил плановое бюро, новые мет ...
Цели и задачи исследования
Цель исследования – проблема подростковой алкоголизации глазами родителей.
Задачи исследования:
1. Провести опрос родителей с целью выяснения их мнения о причине подростковой исследования.
2. Установить значимость исследования.
3. Про ...