Функционально-ориентационный подход в исследовании семьи и обществаСтраница 1
Существуют индивидуальный, педагогический, ролевой, гендерный подходы, но есть еще и функционально-ориентационный, хотя чаще всего его не учитывают и не используют, даже не знают о его существовании. Функционально-ориентационный подход – это новое направление в исследовании семьи, основанное на учете «ведущего» полушария и связанного с этим особенностей. Это подход, включающий в себя знания биологии, психологии, анатомии, учитывает и социальный аспект. Мы обратим внимание лишь на одну составную часть этого «полиподхода» – главенство одного из двух полушарий. Эту особенность необходимо учитывать в различных сферах жизнедеятельности человека: в образовании, здравоохранении, в производстве, в работе с различными категориями населения: инвалидами, детьми, преступниками. В сфере образования, уже доказано, что леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие: зрительно-моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики, фонематического слуха, речи. Следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. Но современные школьные программы, ориентированные, прежде всего на развитие логико-знаковых, то есть левополушарных компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию, и не используют этот подход, хотя очевидно, что детей «двоечников» стало бы меньше. Нужно развивать то, что заложено в ребенке. Не умея решать задачи по алгебре и получая двойки, он замечательно рисует или поет. Именно это и должен учитывать учитель. Образование должно стать право-левополушарным, развивать не только логику, но и творчество в человеке.
В сфере производства остро стоит проблема изготовления специального оборудования, создание станков и приспособлений, которые бы достаточно просто трансформировались с учетом характеристик индивидуума. На Западе эта проблема решена, а у нас «левых» станков и инструментов пока нет. Производство в условиях научно-технического прогресса делает необходимым использование этих знаний с целью оптимизации организации, условий труда, обучения детей и профессиональной ориентации оканчивающих школу, профессионального отбора. Обучение детей любому виду деятельности может стать более эффективным, если оно ведется с учетом профиля асимметрии каждого и на основе именно данного подхода. Из изложенного очевидно, что, например, эффективному выполнению деятельности летчика, оператора способствует сочетание правых асимметрий рук, зрения, слуха; здесь менее значима асимметрия ног, приобретающая особое значение для футболиста. Представления об оптимальном для вида спорта профиле организации мозга могут явиться определяющим компонентом моделирования и мониторинга в спорте. Кроме того, немногочисленные данные о возможности изменения функциональных асимметрий под влиянием многолетних систематических тренировочных воздействий позволяют предположить целесообразность проведения исследований функциональных основ управления тренировочным процессом с учетом фактора симметрии-асимметрии. В перспективе решение указанных проблем может явиться резервом оптимизации спортивного отбора, индивидуализации тренировочного процесса, точного выбора спортивного амплуа, целенаправленного формирования стиля соревновательной деятельности. Сейчас уже достаточно оснований думать, что учет профиля асимметрии в профессиональной ориентации и отборе привели бы к повышению производительности труда, уменьшению числа аварийных ситуаций, сохранению психического здоровья каждого члена общества. Особо следует подчеркнуть возможность использования этого подхода в практическом здравоохранении, в частности, медико-социальной работе и в реабилитации больных с различными нервно-психическими заболеваниями. В составлении программы восстановительных занятий медико-социальный работник должен учитывать тот факт, что при избирательном поражении правого и левого полушарий мозга несходны изменения эмоционального поведения личности больных, их отношения к своему заболеванию. В последнее время намечаются подходы к разработке дифференцированных мер реабилитации больных, в картине заболевания мозга у которых особое место занимают психические нарушения. Все более отчетливы перспективы использования знаний об асимметриях полушарий мозга в медикаментозном лечении больных. Данные, полученные в последние годы, могут быть рассмотрены как свидетельствующие о возможности того, что индивидуальная реакция на различные медикаментозные препараты определяется, в частности, профилем асимметрии больного.
Похожие статьи:
Граждане, имеющие право на получение
Государственной социальной помощи
В соответствии с законом право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунк ...
Профилактика как технология социальной работы по работе с социальным
сиротством
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики ...
Потребность в принадлежности к социальной группе
Связь человека с другими людьми устанавливается на основе не только потребности в любви, но и целой группы близких к ней потребностей — в общении, в дружбе, в сотрудничестве, во взаимопонимании, в принадлежности к какой-либо социальной гр ...