Психолого-педагогические методы социальной работыСтраница 2
Существуют и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии: терапия реальностью, которая направлена на то, чтобы развить у человека способность оценивать свои действия в зависимости от ценностей, которые он отстаивает и последствий для него, к которым могут привести его поступки.
Чем выше уровень культурного, интеллектуального и личностного развития клиента социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов гуманистической психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, когда возможности клиента по осознанию своих проблем и поведения ограничены, будет оправданно применять более авторитарные методы психолого-педагогического воздействия и воспитания. Для оказания социальной и психолого-педагогической помощи людям, имеющим нарушения физического либо психического здоровья, требуются специализированные целенаправленные психокоррекционные воздействия. Психокоррекция познавательной, эмоциональной, личностной, поведенческой сфер личности осуществляется только квалифицированными специалистами. www.briefeducation.ru
Психолого-педагогическое воздействие реализуется преимущественно как речевое, с целью изменить или сформировать установки, произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.
Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире, а каждый человек имеет определенные представления о мире, часть из них — научное представление, часть — обыденное. Все эти знания образуют систему установок — совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях[7].
Для того, чтобы задать установку человеку необходимо сообщить человеку определенный объем информации, наличие которой будет способствовать формированию необходимой установки. У человека существует система селекции информации на ряде следующих уровней:
1. Внимание. Внимание направляется на то, что интересует, соответствует взглядам человека.
2. Восприятие.
3. Память. Запоминается то, что совпадает с интересами и взглядами человека.
В результате этого трехэтапного процесса отбора информации переубеждать людей очень трудно.
При этом целью речевого воздействия является:
1. Ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека.
2. Изменить структурные отношения в системе установок, т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
3. Изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.
Самый древний механизм воздействия — это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека. Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой воздействующего человека, тем сильнее эффект.
Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал.
Выделяют три основные формы внушения:
1. гипнотическое (в состоянии гипноза);
2. в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности;
3. при активном состоянии бодрствования человека.
Различные формы внушения требуют применения особых методов и приемов.
Одним из способов, которым можно добиться того, чтобы в человеке была заложена необходимая информация, является кумулятивность – постепенное накапливание пропагандистского влияния при систематическом повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными — иначе возникает информационное пресыщение, утомление и отторжение надоедливой информации.
Существует огромный набор методов и приемом, позволяющих убедить человека в чем-то, тем самым задав необходимую установку. Например, дискуссия – коррекционный метод убеждения, который обеспечивает обмен мнениями, способствует поддержке и развитию нравственных, этических представлений, формирует самокритичность и готовность к диалогу, преодолению ошибочных взглядов. Также очень часто применяется метод взаимного просвещения – метод самоорганизации убеждения, который обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды, образ жизни и реализуется в повседневной деятельности. В социальной практике этот метод часто используется при работе различных групп самопомощи и взаимопомощи[8].
Похожие статьи:
Проблемное поле социологии искусства. Постановка проблемы
Само соединение социологии и искусства в названии дисциплины, (теперь уже не только научной, но и учебной) дает представление о сложных междисциплинарных взаимодействиях теории и истории искусства с различными методами теоретической и эмп ...
Вересай Остап Никитич
Вересай Остап Никитич — выдающийся представитель украинского кобзарьского искусства.
Родился в 1803 или в 1805 г. в селе Калюжницах, в Прилужском уезде, Полтавской губернии, от зрячей матери и слепого отца нищего, который добывал себе пр ...
Анализ результатов и выводы
Для изучения значимости терминальных и инструментальных ценностей у мужчин и женщин мы использовали методику
"Ценностные ориентации" (М. Рокич).
Обработав результаты, мы внесли все полученные результаты в сводные таблицы и вычи ...